Вот уже 6 лет я работаю с войлоком, и за это время мои взгляды на мастер-классы сильно изменились. Раньше я шерстила все темы и пыталась предложить такой урок, которого еще не было на страницах Ярмарки Мастеров. Просто потому, что информация была в дефиците и всем хотелось узнать что-то новое. Сейчас мне задают вопросы в основном по технике валяния, качеству войлока и, главное — общей картине процесса. Информации нынче просто завались, но подходы к процессу работы все сильнее различаются и у начинающего «волшебника» голова потихоньку идет кругом. Именно поэтому я написала марстер-класс по шапочке. Для меня это базовый предмет, благодаря которому можно постигнуть науку валяния. И, кстати, именно шапочку я выбрала в свое время, как испытательный полигон вместо валяния образцов.

Несмотря на простоту изготовления и заурядность изделия, этот мастер-класс ставит перед собой высокие цели и обозначает ответственные задачи:

  1. Изучение технологии валяния бесшовного изделия (работа с шаблоном).
  2. Создание полости в валяном изделии для возможности регулировки размера (работа с блокиратором).
  3. Освоение диагональной раскладки шерсти с плавным переходом цветов.
  4. Изучение принципов работы с декоративными волокнами.
  5. Освоение техники валяния, позволяющей получить красивый и качественный войлок. Войлок, незамутненный излишним шерстяным наплывом на декор и прогрессирующим целлюлитом изделия.

Это была присказка, а теперь можно и к делу.

Итак, для работы нам понадобятся следующие материалы:

— меринос 18микрон нескольких цветов, сочетающихся между собой;

— декоративные волокна любого состава, подходящие по цвету к шерсти;

— неппсы (не обязательно).

На фото у нас только шерсть. Когда я вывалила на стол все подобранные волокна, получилась такая куча-мала, что разобраться в ней стало совершенно невозможно.

Инструменты:

— подложка под ламинат 2-3мм;

— разрезанные мусорные пакеты или куски укрывной пленки;

— пульверизатор;

— жидкое мыло (самое обычное – без крема, смягчителей и глицерина);

— сантехническая труба 5см с изоляцией;

— пленка «Ратионель» или любой подобный ребристый коврик;

— рубель;

— ВШМ (виброшлифовальная машина) – в последнее время чаще называется плоскошлифовальная;

— линейка;

— акварельный карандаш;

— кусок парниковой пленки для блокиратора;

— ножницы;

— махровое полотенце (2шт);

— голова (своя голова на своих плечах со счастливым лицом в комплекте);

— зеркало.

Без некоторых инструментов можно обойтись, что-то можно заменить. Эти нюансы я постараюсь описать в процессе работы.

Ну что ж, приступим!

Шаблон.

Первое, что нам необходимо сделать для создания бесшовного изделия – это изготовить шаблон. В нашем случае это будет прямоугольник с закругленным верхом. Ширина шаблона 48см., высота – 70см. Если не хотите много складок, высоту шапки можно уменьшить. При умеренно тонкой раскладке и качественной увалке этот шаблон будет универсальным и подойдет для валяния шапок от 54 до 60 размера. КУ в разных случаях составит от 1,6 до 2. Если вы хотите узнать чуть больше о процентах, коэффициентах и факторах влияния на усадку, можете заглянуть ко мне в .

Для соблюдения равномерного угла наклона шерсти, можно начертить вспомогательные линии акварельным карандашом. При работе с белой шерстью я бы этого делать не стала, а для любой другой шерсти такой метод отлично подойдет.

Раскладка.

Застилаем стол непромокаемой пленкой, чтобы защитить от влаги. Сверху стелем подложку под ламинат, чтобы обеспечить удобную рабочую поверхность. Затем кладем разрезанный мусорный пакет, а на него подготовленный шаблон. Если края шаблона пытаются завернуться, поднимаются на плоскостью стола – переворачиваем на другую сторону, как бы кладем его навзничь.

В этой шапочке у нас будет два слоя, выложенных по диагонали.

Начинаем раскладку шерсти. Для удобства работы пасму делим вдоль на 4-6 частей и работаем с тонкой лентой. «Поставить руку» при раскладке шерсти вам поможет , — поистине бесценный материал! Когда-то сама по нему училась, а теперь с удовольствием всем рекомендую.

Начинаем раскладку с нижнего края шаблона. Выкладываем первый ряд, чередуя разные цвета шерсти. Затем раскладка идет снизу и от ближнего к вам угла. Каждая прядочка выступает вперед примерно на 3см.

Продолжаем выкладывать шерсть, чередуя цветовые пятна. Чтобы переходы получались плавными и гармоничными, следует соблюдать 2 принципа:

  1. Всегда накрывать плотный край пряди диффузным. Плотный край — это тот, который мы держим в руке, когда вытягиваем пасму. Диффузный край — это тот, который свободно свисает.
  2. Раскладку вести «клином», а не рядами.

Примерно такой толщины должна быть прядь шерсти.

Для таких разноцветных проектов замечательно подходят остатки шерсти. Если какой-либо «хвостик» у вас немного «слежался», его надо немного расправить по ширине и тогда раскладывать шерсть будет значительно легче.

Итак, раскладываем шерсть с выступом за все края шаблона на 1,5-3см.

Так выглядит первый слой. Толщина раскладки регулируется видимостью шаблона. И шаблон и вспомогательные линии должны хорошо просматриваться.

Прижимаем раскладку рукой к шаблону. Это необходимо, чтобы шерсть не поднималась, не цеплялась за руки, не улетала, а так же, чтобы видеть возможные проплешины. Прижимая раскладку движемся рукой по направлению лежащей шерсти (не «поглаживая», а переставляя руку с места на место).

Прижав рукой первый слой, начинаем раскладывать второй слой шерсти в перпендикулярном направлении. Раскладку так же ведем «от себя», а если шаблон лежит неудобно, его можно повернуть к себе любым краем, приподняв вместе с нижним пакетом.

Здесь фотография сделана сбоку, чтобы была видна разница слоев.

Закончив раскладку второго слоя, прижимаем шерсть рукой и только потом смачиваем мыльной водой из пульверизатора. Движения спокойные, на «курок» нажимаем плавно, капли воды должны падать под собственным весом на шерсть, тогда ничего никуда не улетит.

Достаточно ли воды можно проверить следующим способом. Нажимаем одним пальцем в самом сухом месте раскладки. Если под пальцем образовалась мокрая «ямка», значит воды уже достаточно. Если шерсть поднимается всей подушкой за пальцем, значит стоит смочить еще.

«Легким движением руки» накрываем раскладку пленкой (мусорным пакетом). Позволяем ему свободно опуститься на раскладку, и затем начинаем прижимать пакет к шерсти прессующими движениями ладоней. Ни в коем случае никаких разглаживаний! Руки движутся только сверху вниз – надавливаем в одном месте, переходим на другое. Очень удобно прижимать раскладку небольшим полотенцем.

Когда пакет хорошо прижат и остаются совсем незначительные пузыри, разглаживаем всю раскладку полотенцем теперь уже хаотичными движениями в разные стороны. Без нажима. Наша задача – не притереть раскладку, а только лишь равномерно ее промочить и прижать к шаблону.

Переворачиваем весь «бутерброд» на другую сторону. Разделяем пакеты – нижний (под шаблоном) остается на столе, а верхний вместе с выступающей шерстью загибается за край шаблона.

После этого аккуратно вытягиваем верхний пакет от краев к центру и наши «припуски» плавно и красиво ложатся на шаблон. Нижний припуск загибать не надо!

Раскладываем шерсть с другой стороны точно так же — в два слоя по диагонали. Начинаем с тех цветов, которые загнули за край шаблона.

Если припуски первой стороны оказались большими (3-4см) и плотными, то за края шаблона можно не выступать. Или выступать незначительно и только в тех местах, где на ребре оказалось мало шерсти.

При такой раскладке я беру небольшие хвостики и держу в руке сразу несколько цветов, отщипывая от нужного в данный момент времени. Длинные хвосты зажимаю «под мышкой».

Разложили один слой, прижали сухой рукой. Разложили второй слой перпендикулярно первому и снова прижали шерсть к шаблону.

Смачиваем раскладку водой, хорошенько прижимаем пакетом и затем аккуратно снимаем этот пакет (ничего не переворачиваем).

Настало время блокиратора.

Из плотной парниковой пленки вырезаем полосу, шириной 5см. и длиной примерно 103см. Кладем ее и прижимаем к раскладке, отступая 4,5-5см от края шаблона. Оставляем концы примерно равной длины, они сойдутся на другой стороне шапки.

Аккуратно разделяем нижние концы шерсти и загибаем всю раскладку одной стороны на блокиратор. Не доходим до боковых краев 7-10см.

Накрываем раскладку пленкой и переворачиваем на другую сторону.

Загибаем на шаблон края раскладки и ленты блокиратора. Блокиратор — с небольшим натяжением. Нахлест 7-10см не даст ленте уползти в стороны.

Так же сначала загибаем центр раскладки, прижимаем шерсть плотно к блокиратору. Затем приподнимаем один край шаблона и загибаем шерсть сбоку с обеих сторон. Делаем то же самое с другой стороны.

Подтягиваем шерсть, расправляя складочки.

Смотрим на край шаблона под разными углами. Если где-то блестит блокиратор, кладем тонкую прядку шерсти. Так же создаем плавный переход шерсти, добавляя совсем чуть-чуть волокон.

Сбрызгиваем водой и прижимаем пакетом раскладку.

Можно переходить к декору.

Самыми первым кладем неппсы, чтобы потом их можно было хорошенько прикрыть различными волокнами.

Если у вас припасены разные по составу волокна, то начинать лучше с грубых – льна, крапивы, бамбука, конопли. Однако, ими не стоит прикрывать неппсы, для этой цели лучше взять шелк или вискозу.

Дополняем картину мягким волокном — вискозой, разными видами шелка, нитями сари.

Прядки декоративных волокон можно вытягивать, как шерсть, а можно отделять от пасмы небольшие тонкие пряди и расправлять их по ширине, создавая ажурную паутинку.

Дополняем картину золотыми волокнами вискозы.

Последними кладем самые яркие (темные и светлые) волокна, создавая акценты. Придирчиво рассматриваем картину, и если все нравится, сбрызгиваем водой и накрываем пленкой.

Переворачиваем раскладку на другую сторону и декорируем немного по-другому, как масть ляжет. Я всегда создаю декор с двух сторон шапки, чтобы потом выбрать лучший вариант.

Сбрызгиваем водой, накрываем пленкой, прижимаем полотенцем.

В таком виде раскладку можно оставить, если надо передохнуть. А я на этой красочной ноте завершаю первую часть своего повествования. В продолжении мк мы приступим к силовым упражнениям, будем валять шапочку разными способами и моделировать перед зеркалом, выбирая интересную форму. Не переключайтесь 🙂

Ну и конечно, я с замиранием сердца жду каждого вашего голоса. Вы можете сделать меня намного счастливее простым нажатием кнопки «нравится».

Вторая часть мастер-класс

string(10) "error stat" 
string(10) "error stat" 
string(10) "error stat" 
string(10) "error stat" 
string(10) "error stat" 

Валяние относится к древнейшим видам рукоделия, известна популярность изделий из шерсти еще в пятом веке до нашей эры. Ручной труд переживает второе рождение, поэтому мастерицы начали присматриваться к забытой технологии. У славян получили распространение валяные шапки и валенки, согревающие тело в непогоду. Из войлочного текстиля делают не только головные уборы, но и панно, и детские игрушки. Следует детальнее ознакомиться с мокрым и сухим валянием, чтобы научиться самостоятельно создавать эксклюзивные вещи.

Особенности и преимущества технологии

Технология валяния из непряденой шерсти получила название фальцевание, или фелтинг. Мастерицы научились создавать различной толщины войлок из овечьей шерсти, который используется для получения толстой ткани или легкого материала. По аналогичной технологии производится фетр, но здесь работают с нежной шерстью коз или кроликов, что сказывается на увеличении эластичности и мягкости готового полотна.

Валяные шапки из овечьей или кроличьей шерсти станут украшением гардероба модницы. Если головной убор изготовить техникой влажного валяния, то добавить цветы или другие украшения можно сухим методом.

Преимущества валяных шапок:

  • Натуральный материал не вызывает аллергической реакции.
  • Изделие обеспечивает свободный воздухо- и влагообмен. Летом шапочка охлаждает кожу головы, а зимой не продувается под порывами ветра.
  • Любую модель можно компактно уложить в сумку, не боясь испортить. Разглаживающие движения влажными руками вернут ей первоначальную форму.
  • Если шапка разонравилась, ее легко трансформировать. Советуют по желанию отрезать украшения или вовсе пустить изделие на стельки.

Изделия из экологичного материала пользуются огромным спросом. Ультрамодные шапочки дополнят современный образ, позволят поиграть с цветом и формой модели.

Разновидности технологии

В мире мастера предпочитают работать с натуральными материалами, чем и объясняется широкое распространение техники валяния. Фальцевание основано на специальном строении волосков овечьей шерсти, поверхность которых покрыта миниатюрными чешуйками. В процессе валяния происходит крепкое сцепление чешуек между собой, а в результате получается однородное полотнище. Различают мокрую и сухую технологию фелтинга. Мокрым методом делают войлочные шапки, береты, шляпки, шарфы, пледы, обувь.

Сухое валяние подойдет для создания объемных игрушек, аксессуаров и украшений.

Valyanye-shapki-2.jpg

Мокрое валяние

Чтобы свалять шапку из шерсти, нужно подобрать в магазине рукоделия подходящую по цвету скрученную овечью шерсть, пленку, мыльную воду и шаблон для работы. Правильно рассчитать размер шапки при мокром валянии для составления шаблона можно так: измеряют сантиметровой лентой объем головы, кроме того обозначают расстояние от переносицы до затылочного участка. Все результаты делятся на два, после чего результат следует умножить на 1,3 ввиду усадки материала при работе с теплой водой. Также оставляют припуски на швы и отвороты. Принцип действий:

  1. На рабочей поверхности расстилают пленку с подготовленным шаблоном.
  2. Перпендикулярно раскладывают кусочки шерсти, стараясь не допускать проплешин. Должно получиться не менее четырех слоев. За краями виднеются края шаблона, чтобы позже модель легко подгибалась.
  3. Разбрызгивают пульверизатором подогретый мыльный раствор.
  4. Мокрую поверхность покрывают пленкой, разглаживают, переворачивают.
  5. С другой стороны подгибают края, продолжают укладывать клочки шерсти.
  6. Снова опрыскивают раствором, подгибают по периметру.
  7. После полного увлажнения приступают к валянию, раскатывая шерсть скалкой.
  8. Продолжают валяние на полотенце до нужных размеров.

Готовое полотно прополаскивают под струей прохладной воды для избавления от мыльного раствора. Дают готовому изделию полностью высохнуть, сшивают по бокам, украшают декоративными элементами.

Сухое валяние

Валяные головные уборы украшают изделиями, выполненными в технике сухого фальцевания. Подобный метод подходит для создания оригинальных объемных детских игрушек, предполагает занимательный творческий процесс.

Для работы подбирают комок шерсти, который обрабатывают посредством длинной иглы с зазубринами. Именно проколы связывают шерстяные волокна, в результате получают желаемую форму изделия. Не потребуется уделять время на выкройку, достаточно только желания создавать войлочные вещи.

Мастерицы пользуются набором игл различной толщины для изготовления декоративных элементов. В самом начале работы пользуются толстыми иглами, дальше основную часть работы проводят с иголкой средней толщины. На завершающем этапе обычно приходит черед тонких игл, позволяющий выделить мелкие элементы. Valyanye-shapki-3.jpg

Модные тенденции

Свалять шапку из шерсти сможет даже начинающая рукодельница. Рекомендуют обратиться к знакомому мастеру при отсутствии времени на работу, чтобы заказать модное изделие по собственной выкройке. Кокетливо выглядят валяные шапки бини, шляпы или ушанки, подчеркивающие индивидуальный стиль владельца.

Грузинская войлочная шапка

Грузины издревле выпасали стада баранов на горных склонах, поэтому не было трудностей при выборе материала головного убора.

Национальная войлочная или сванская шапка считалась необходимостью в суровых условиях, защищала голову от ветра и дождя. Во время длительных переходов именно сванка исполняла роль чаши, позволяя напиться водой из горных рек.

Древние шапки узнавали по куполообразной форме и загнутым краям. Старики постоянно носили головной убор, служащий защитой от головных болей и нервных расстройств. Доверяли работу над изделиями уважаемым женщинам, хотя они не имели права примерять шапку.

Шапка «роза»

Можно сделать шапку из шерсти с модной цветочной драпировкой. Особенно пользуются популярности модели с «розой», дополняющие романтичный лук. Начинают изготавливать выбранный головной убор техникой мокрого фелтинга, а на завершающем этапе легким движением выкручивают макушку, чтобы получить «лепестки». Для дополнительного закрепления прошивают основание лепестков с изнаночной стороны шапочки.

Шапка «арбуз»

Шутливым подарком станет шапка-арбуз для бани, изготовленная из шерсти. Техникой мокрого фальцевания делают половинку арбуза, при желании модель декорируют черными семечками посредством сухой методики.

Разрешается для сауны или бани валять убор любой формы, ведь главное его свойство – защищать волосяные луковицы головы от разрушительного воздействия высоких температур. Материал предохраняет кожу от перегревания, впитывает излишнюю влагу.

С рогами

Владелица творческой мастерской из восточного Суссекса нашла достойное применение валяной шерсти, которую ей поставляют местные фермеры. Благодаря фантазии Барбары Кил созданы различные шапочки с рогами диких животных. В интернете следят за творчеством художницы, предлагающей примерить симпатичные модели с козьими или оленьими рожками. Тщательно проработанные детали головных уборов исполнены в технике фелтинга, поэтому мастерицы желают перенять опыт британской рукодельницы.

С ушками

Молодежь предпочитает носить модные в сезоне зверошапки, хотя такие модели также в почете у малышей. Дополнением гардероба послужат изделия с кошачьими или лисьими ушками, трогательно выглядят одинаковые шапочки у мамы и ребенка. Нестандартные головные уборы выбирают под пальто или шубу, создавая уникальный образ. Кроме декоративного назначения, валяные модели защищают голову от мороза и ветра, позволяют издалека наблюдать за малышом на детской площадке.

С чем носить

Шапочки с интересным узором отличаются самодостаточностью, поэтому их комбинируют с однотонными пальто и пуховиками. По сложившейся традиции, шерстяные головные уборы носят с валенками. Также в качестве обуви подбирают модные унты или угги, украшенные принтами.

Гармонично выглядят утепленные шапки в тандеме со стеганым пальто, изделия с градиентным переходом комбинируют с верхней одеждой оверсайз. Шерстяные пальто или меховые полушубки дополняют войлочными шапочками с меховыми отворотами, яркие молодежные курточки сочетают со зверошапками с ушками.

Как ухаживать

Легкие войлочные изделия не боятся стирки, хотя кажутся слишком хрупкими. Если своевременно соблюдать правила по уходу, то модель будет радовать владельца длительное время.

Рекомендуют отказаться от машинной стирки, иначе вещь может сваляться или «сесть». Незначительные загрязнения убирают с поверхности одежной щеткой, но при наличии сильных пятен придется замочить шапочку на пару часов в теплой воде. Советуют предварительно в воде вспенить шампунь или гель для стирки шерстяных изделий.

Остается прополоскать модель под струей прохладной воды, после – отжать посредством полотенца. Еще влажный убор водружают на голову большего объема или пользуются стеклянной банкой, чтобы избежать уменьшения изделия. Valyanye-shapki-5.jpg

Стильные образы

Чаще всего войлочные шапочки носят молодые девушки, хотя головные уборы пользуются успехом у сильного пола. При самостоятельном валянии получаются модели с яркими рисунками или модным градиентным переходом оттенков. Стильные образы для повседневности и праздников:

  • Family look позволяет создать праздничную обстановку. Мама примеряет шапочку лисички, а малыш – рогатого бычка. В таких изделиях тепло на прогулке и весело на утреннике.
  • Мужчины предпочитают зимой носить объемные куртки с меховым воротником. Удачным дополнением послужит головной убор-филин, ушанка или шлем из войлока.
  • Девушкам понравятся компактные разноцветные шапочки с шарфами под цвет. Комплект гармонично смотрится с курткой или пуховиком.
  • Для фотосессии желательно подготовить модель со жгутиками на макушке, хотя не менее интересно смотрятся шапочки с рожками.
  • Рекомендуют подобрать в одном цвете перчатки, бини или шарфик, которые составят комплект с любой верхней одеждой.

Востребованы авторские комплекты, изготовленные по индивидуальному заказу. Неопытные мастерицы начинают с простых шапочек-колпаков, но со временем приходит опыт, позволяющий предлагать миру свои шедевры.

Стильные валяные головные уборы находятся на пике популярности. Достаточно знать правила комбинирования с остальными вещами гардероба, чтобы всегда оставаться в тренде.

Шапки

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Какая она, современная валяная шапка и стоит ли отдать предпочтение именно ей в осенне-зимний период? В последнее время увлечение валянием охватило весь мир. Одно известное изделие из войлока назовет каждый житель России – это, конечно же, валенки. Но современные дизайнеры и мастера создают из войлока игрушки и одежду, всевозможные палантины, накидки, шали и головные уборы.

Особенности и преимущества

Среди нетканых материалов следует различать войлок и фетр, хотя оба этих материала похожи. Фетр может быть как натуральным из пуха кроликов и коз, так и из синтетических волокон. Фетр по сравнению с войлоком более пластичный, мягкий и легкий материал. Хотя эти характеристики больше относятся к войлоку и фетру фабричного производства. Мастера, валяющие руками, создают войлок различной плотности и толщины от полупрозрачных паутинок до ткани толщиной несколько сантиметров.

Важной особенностью шапок из войлока является использование при их изготовлении исключительно натуральных материалов, так как только 100%-ная овечья шерсть поддается валянию. В такой шапке не жарко в помещении и не холодно на морозе. А значит ее не нужно снимать в общественном транспорте или в магазине, что позволит сохранить прическу и задуманный образ в целом. Войлок – прекрасный терморегулятор, который не пропускает влагу, а впитывает ее как губка. Валяная шапка не боится снега, не продувается на ветру. При этом шапка легкая, ее можно свернуть и убрать в сумочку, не боясь испортить.

Валяная шапка — яркий и необычный аксессуар, который не даст вам остаться незамеченной. Поэтому, выбирая шапку из войлока, стоит тщательно продумать свой образ в целом.

Модели. Цвет и принт

Чаще всего можно встретить войлочные зверошапки. Стилизованные совы и лисицы, еноты и кошечки станут отличным дополнением молодежного неформального гардероба или выделят маму и малыша на детской площадке, если выбор падет на family look. Веселые ушки, рожки и мордочки придутся по душе детям, подросткам, любителям аниме, а также поднимут настроение всем, кто относится к моде и к себе с юмором.

Шапки бини изготавливаются из более тонкого войлока. Складки на шапках не драпируются, а создаются мастером в процессе валяния. Тренд наступившего сезона – бини со спущенной тульей, которые выглядят более объемно по сравнению с классической моделью, что важно при формировании силуэта в целом. Ведь в обтягивающей шапке голова может казаться непропорционально маленькой по отношению к фигуре в объемной верхней одежде. Войлочные бини, нежные, женственные, теплые, подойдут к шубе и зимнему пальто, стеганному или шерстяному. Дизайнеры предлагают сочетать их с палантинами и шалями из более тонкого войлока той же расцветки, что и шапка.

Войлочные шапки как арт-объекты! Тут есть где разгуляться фантазии мастеров. Ведь в войлочной технике можно творить не только на плоскости, но и в трехмерном пространстве. Шапки превращаются в объемные цветы на голове, поля, луга, волны… Такие вещи уникальны, и даже при желании автор вряд ли сумеет создать точную копию.

Часто мастера валяния – фелтмейкеры — создают единственное в своем роде полотно, смешивая текстуры, фактуры и цвета, как художник масляные краски на холсте. Результат никого не оставит равнодушным. Шапка – арт-объект подойдет поистине творческим и смелым натурам, удачно впишется в стиль бохо.

Если же вы хотите выразить свои собственные идеи в необычной шапке, то можете сделать заказ мастеру и совместно продумать проект, который будет воплощен в жизнь профессионалом. Или же сделать шапку своими руками методом мокрого валяния. Для этого вам потребуется шерсть, вода, мыло и … руки, которые раскладывают, а потом долго трут, минут и гладят эту шерсть. Возможно, вас увлечет сам процесс, ведь недаром у этого вида рукоделия столько поклонниц и поклонников в настоящее время.

Войлочные шляпы и шляпки будут очень популярны в наступающем сезоне. На подиуме представлено большое разнообразие головных уборов из нетканых материалов: беретов и котелков, шляп Федора и шляпок клош. Предпочтение стоит отдать мягким оттенкам – сиреневому, серому, насыщенному синему. Очень эффектно выглядят войлочные шляпы, украшенные роскошной вышивкой, металлическими заклепками, объемными абстракциями из пряжи.

Любимый головной убор парижанок – берет также может быть выполнен в технике валяния. Эта модель головного убора часто появляется в коллекциях именитых дизайнеров и обещает снова вернуться в моду надолго. Берет подойдет девушкам хрупкого телосложения с изящными чертами лица. Актуальные для наступающего сезона модели беретов исполнены в пастельных тонах – бежевом, светло-сером, бледно-розовом и бирюзовом.

Как ухаживать?

Валяные шапки нужно носить, не боясь стирки! Легкость и нежность головных уборов из войлока создает ложное впечатление об их непрочности и недолговечности. Это иллюзия. При должном уходе качественный войлок прослужит вам долгое время и сохранит свой первоначальный внешний вид.

Если войлочная шапка немного испачкалась, попробуйте почистить грязное пятно сухой щеткой для одежды, а затем протрите влажной салфеткой или мокрой губкой. Для валяных изделий подходит только деликатная ручная стирка в воде температурой 30-40°С. Следует применять специальные гели для стирки шерсти с содержанием ланолина такие, как Ласка, Dreft или можно использовать шампунь для волос. Стирка шерстяным вещам требуется редко — достаточно оставить шапку в теплой воде на 1-2 часа, а после хорошо прополоскать.

Отжимать шапку лучше используя полотенце. Далее еще влажной шапке необходимо придать первоначальную форму, расправить ее руками и одеть на голову. Лучше, если для этой цели вы используете голову на размер или два больше своей, так как при высыхании шерстяные изделия имеют значительную усадку. После этого окончательно высушить шапку можно на трехлитровой банке или болванке для шляп, если таковая имеется.

Образы

Кратко рассмотрим образы, которые можно создать, используя валяную шапку, на примерах работ талантливого мастера фелтмейкера Валентины Шилейко.

  • Яркая шапка бини с градиентом цвета от светло-серого к горчично-желтому прекрасно сочетается с объемным шарфом крупной вязки и с пальто оверсайз. В целом мы видим легкий, молодежный образ в стиле бохо-шик, который прекрасно подойдет для городских прогулок.

  • Актуальный в этом сезоне берет цвета какао с молоком выглядит элегантно в монохромном комплекте. Прекрасный пример того, что валяные вещи отлично сочетаются между собой, не создавая перебора.

  • Шапочки, которые зададут настроение семейной фотосессии. Family look мамы-лисицы и сына-бычка может быть использован и для домашней сказочной постановки, и для утренника в детском саду.

  • Чтобы произвести впечатление и быть замеченной достаточно маленького черного платья и… оригинальных аксессуаров. Пастельные оттенки розового, голубого и бирюзового подчеркивают изысканную фантазийную форму накидки и валяной шляпки-накладки.

22 октября 2018

Сложность: ниже средней

Время работы: 4 часа

Материалы: шерсть меринос, декоративные волокна, труба, ножницы, плёнка, пульверизатор, полотенце, голова, зеркало, хорошее настроение

Со слов автора. Несмотря на простоту изготовления и заурядность изделия, этот мастер-класс ставит перед собой высокие цели и обозначает ответственные задачи:

  1. Изучение технологии валяния бесшовного изделия (работа с шаблоном).
  2. Создание полости в валяном изделии для возможности регулировки размера (работа с блокиратором).
  3. Освоение диагональной раскладки шерсти с плавным переходом цветов.
  4. Изучение принципов работы с декоративными волокнами.
  5. Освоение техники валяния, позволяющей получить красивый и качественный войлок. Войлок, незамутненный излишним шерстяным наплывом на декор и прогрессирующим целлюлитом изделия.

Это была присказка, а теперь можно и к делу.

Итак, для работы нам понадобятся следующие материалы:

— меринос 18микрон нескольких цветов, сочетающихся между собой;

— декоративные волокна любого состава, подходящие по цвету к шерсти;

— неппсы (не обязательно).

На фото у нас только шерсть. Когда я вывалила на стол все подобранные волокна, получилась такая куча-мала, что разобраться в ней стало совершенно невозможно.

Инструменты:

— подложка под ламинат 2-3мм;

— разрезанные мусорные пакеты или куски укрывной пленки;

— пульверизатор;

— жидкое мыло (самое обычное – без крема, смягчителей и глицерина);

— сантехническая труба 5см с изоляцией;

— пленка «Ратионель» или любой подобный ребристый коврик;

— рубель;

— ВШМ (виброшлифовальная машина) – в последнее время чаще называется плоскошлифовальная;

— линейка;

— акварельный карандаш;

— кусок парниковой пленки для блокиратора;

— ножницы;

— махровое полотенце (2шт);

— голова (своя голова на своих плечах со счастливым лицом в комплекте);

— зеркало.

Без некоторых инструментов можно обойтись, что-то можно заменить. Эти нюансы я постараюсь описать в процессе работы.

Ну что ж, приступим!

Шаблон.

Первое, что нам необходимо сделать для создания бесшовного изделия – это изготовить шаблон. В нашем случае это будет прямоугольник с закругленным верхом. Ширина шаблона 48см., высота – 70см. Если не хотите много складок, высоту шапки можно уменьшить. При умеренно тонкой раскладке и качественной увалке этот шаблон будет универсальным и подойдет для валяния шапок от 54 до 60 размера. КУ в разных случаях составит от 1,6 до 2. Если вы хотите узнать чуть больше о процентах, коэффициентах и факторах влияния на усадку, можете заглянуть ко мне в .

Для соблюдения равномерного угла наклона шерсти, можно начертить вспомогательные линии акварельным карандашом. При работе с белой шерстью я бы этого делать не стала, а для любой другой шерсти такой метод отлично подойдет.

Раскладка.

Застилаем стол непромокаемой пленкой, чтобы защитить от влаги. Сверху стелем подложку под ламинат, чтобы обеспечить удобную рабочую поверхность. Затем кладем разрезанный мусорный пакет, а на него подготовленный шаблон. Если края шаблона пытаются завернуться, поднимаются на плоскостью стола – переворачиваем на другую сторону, как бы кладем его навзничь.

В этой шапочке у нас будет два слоя, выложенных по диагонали.

Начинаем раскладку шерсти. Для удобства работы пасму делим вдоль на 4-6 частей и работаем с тонкой лентой. 

Начинаем раскладку с нижнего края шаблона. Выкладываем первый ряд, чередуя разные цвета шерсти. Затем раскладка идет снизу и от ближнего к вам угла. Каждая прядочка выступает вперед примерно на 3 см.

Продолжаем выкладывать шерсть, чередуя цветовые пятна. Чтобы переходы получались плавными и гармоничными, следует соблюдать 2 принципа:

Всегда накрывать плотный край пряди диффузным. Плотный край — это тот, который мы держим в руке, когда вытягиваем пасму. Диффузный край — это тот, который свободно свисает. Раскладку вести «клином», а не рядами.

Примерно такой толщины должна быть прядь шерсти.

Для таких разноцветных проектов замечательно подходят остатки шерсти. Если какой-либо «хвостик» у вас немного «слежался», его надо немного расправить по ширине и тогда раскладывать шерсть будет значительно легче.

Итак, раскладываем шерсть с выступом за все края шаблона на 1,5-3см.

Так выглядит первый слой. Толщина раскладки регулируется видимостью шаблона. И шаблон и вспомогательные линии должны хорошо просматриваться.

Прижимаем раскладку рукой к шаблону. Это необходимо, чтобы шерсть не поднималась, не цеплялась за руки, не улетала, а так же, чтобы видеть возможные проплешины. Прижимая раскладку движемся рукой по направлению лежащей шерсти (не «поглаживая», а переставляя руку с места на место).

Прижав рукой первый слой, начинаем раскладывать второй слой шерсти в перпендикулярном направлении. Раскладку так же ведем «от себя», а если шаблон лежит неудобно, его можно повернуть к себе любым краем, приподняв вместе с нижним пакетом.

Здесь фотография сделана сбоку, чтобы была видна разница слоев.

Закончив раскладку второго слоя, прижимаем шерсть рукой и только потом смачиваем мыльной водой из пульверизатора. Движения спокойные, на «курок» нажимаем плавно, капли воды должны падать под собственным весом на шерсть, тогда ничего никуда не улетит.

Достаточно ли воды можно проверить следующим способом. Нажимаем одним пальцем в самом сухом месте раскладки. Если под пальцем образовалась мокрая «ямка», значит воды уже достаточно. Если шерсть поднимается всей подушкой за пальцем, значит стоит смочить еще.

«Легким движением руки» накрываем раскладку пленкой (мусорным пакетом). Позволяем ему свободно опуститься на раскладку, и затем начинаем прижимать пакет к шерсти прессующими движениями ладоней. Ни в коем случае никаких разглаживаний! Руки движутся только сверху вниз – надавливаем в одном месте, переходим на другое. Очень удобно прижимать раскладку небольшим полотенцем.

Когда пакет хорошо прижат и остаются совсем незначительные пузыри, разглаживаем всю раскладку полотенцем теперь уже хаотичными движениями в разные стороны. Без нажима. Наша задача – не притереть раскладку, а только лишь равномерно ее промочить и прижать к шаблону.

Переворачиваем весь «бутерброд» на другую сторону. Разделяем пакеты – нижний (под шаблоном) остается на столе, а верхний вместе с выступающей шерстью загибается за край шаблона.

После этого аккуратно вытягиваем верхний пакет от краев к центру и наши «припуски» плавно и красиво ложатся на шаблон. Нижний припуск загибать не надо!

Раскладываем шерсть с другой стороны точно так же — в два слоя по диагонали. Начинаем с тех цветов, которые загнули за край шаблона.

Если припуски первой стороны оказались большими (3-4см) и плотными, то за края шаблона можно не выступать. Или выступать незначительно и только в тех местах, где на ребре оказалось мало шерсти.

При такой раскладке я беру небольшие хвостики и держу в руке сразу несколько цветов, отщипывая от нужного в данный момент времени. Длинные хвосты зажимаю «под мышкой».

Разложили один слой, прижали сухой рукой. Разложили второй слой перпендикулярно первому и снова прижали шерсть к шаблону.

Смачиваем раскладку водой, хорошенько прижимаем пакетом и затем аккуратно снимаем этот пакет (ничего не переворачиваем).

Настало время блокиратора.

Из плотной парниковой пленки вырезаем полосу, шириной 5см. и длиной примерно 103см. Кладем ее и прижимаем к раскладке, отступая 4,5-5см от края шаблона. Оставляем концы примерно равной длины, они сойдутся на другой стороне шапки.

Аккуратно разделяем нижние концы шерсти и загибаем всю раскладку одной стороны на блокиратор. Не доходим до боковых краев 7-10см.

Накрываем раскладку пленкой и переворачиваем на другую сторону.

Загибаем на шаблон края раскладки и ленты блокиратора. Блокиратор — с небольшим натяжением. Нахлест 7-10см не даст ленте уползти в стороны.

Так же сначала загибаем центр раскладки, прижимаем шерсть плотно к блокиратору. Затем приподнимаем один край шаблона и загибаем шерсть сбоку с обеих сторон. Делаем то же самое с другой стороны.

Подтягиваем шерсть, расправляя складочки.

Смотрим на край шаблона под разными углами. Если где-то блестит блокиратор, кладем тонкую прядку шерсти. Так же создаем плавный переход шерсти, добавляя совсем чуть-чуть волокон.

Сбрызгиваем водой и прижимаем пакетом раскладку.

Можно переходить к декору.

Самыми первым кладем неппсы, чтобы потом их можно было хорошенько прикрыть различными волокнами.

Если у вас припасены разные по составу волокна, то начинать лучше с грубых – льна, крапивы, бамбука, конопли. Однако, ими не стоит прикрывать неппсы, для этой цели лучше взять шелк или вискозу.

Дополняем картину мягким волокном — вискозой, разными видами шелка, нитями сари.

Прядки декоративных волокон можно вытягивать, как шерсть, а можно отделять от пасмы небольшие тонкие пряди и расправлять их по ширине, создавая ажурную паутинку.

Дополняем картину золотыми волокнами вискозы.

Последними кладем самые яркие (темные и светлые) волокна, создавая акценты. Придирчиво рассматриваем картину, и если все нравится, сбрызгиваем водой и накрываем пленкой.

Переворачиваем раскладку на другую сторону и декорируем немного по-другому, как масть ляжет. Я всегда создаю декор с двух сторон шапки, чтобы потом выбрать лучший вариант.

Сбрызгиваем водой, накрываем пленкой, прижимаем полотенцем.

В таком виде раскладку можно оставить, если надо передохнуть. А я на этой красочной ноте завершаю первую часть своего повествования. В продолжении мк мы приступим к силовым упражнениям, будем валять шапочку разными способами и моделировать перед зеркалом, выбирая интересную форму.

Работа ВШМ

Аккуратно снимаем пленку и начинаем работать ВШМ.

Я ставлю машинку прямо на раскладку. Подошва ВШМ закрыта подложкой под ламинат. Воды должно быть минимальное количество, чтобы из-под машинки не летели брызги. Мыла должно быть ровно столько, чтобы на месте от подошвы оставалась белая кремовая пенка. Если пенки нет, стоит добавить мыла. Если пены много, надо промокнуть раскладку тряпочкой или полотенцем.

Переставляем ВШМ с места на место (не «елозим»), работаем примерно по 4 секунды. Чтобы шерсть не поднималась за машинкой, сначала приподнимаем одно ребро, а затем уже всю подошву.

Таким образом обрабатываем всю поверхность, стараемся не доходить до ребра шаблона 5-7 мм. Дольше всего работаем по неппсам, они плохо приваливаются.

Когда плоскость шапки хорошо притёрта, беремся за сгибы. Держа машинку практически на весу, обрабатываем их поглаживающими движениями от края к центру.

Когда шерсть и волокна плотно сцепились, а при попытке что-то оторвать поднимается все полотно, можно прекращать работу машинкой и снимать изделие с шаблона.

* Если вы не имеете ВШМ или не работаете ей по каким-либо причинам, у вас есть два пути. Первый вариант можно найти в огромном количестве мастер-классов по валянию: накрываете раскладку москитной сеткой и притираете руками. Второй способ поищите в блоге у Регины Журавлевой, там вообще притирать не надо.

А мы идем дальше.

Хорошенько промакиваем шапку полотенцем, чтобы минимизировать количество воды. Затем беремся за открытый край шаблона и «вытряхиваем» его из шапки. Шапка при этом выворачивается наизнанку.

Аккуратно возвращаем шапку «на лицо» и проходим машинкой по внутреннему краю — там, где у нас лежит блокиратор.

Расправляем и разглаживаем «швы» изделия — это можно делать как машинкой, так и руками.

Катание в рулоне

Переходим к «силовым упражнениям».

Кладем на стол икеевский коврик с ребристо-пупырчатой поверхностью. Расправляем нашу шапочку и накручиваем ее на трубу. Закреплять ничем не нужно, мыльная шапка прилипает к трубе и никуда не сползает.

Катаем с нажимом, переставляя руки в разные места. Периодически «подкручиваем» рулон к себе. Для начала достаточно 30-50 прокатываний за раз. Расправляем шапочку и повторяем «катание» в других направлениях.

Закручиваем шапочку:

— снизу вверх;

— сверху вниз;

— снизу вверх, разложив ребром по центру;

— сверху вниз, разложив ребром по центру.

«Боком» шапочку я не катаю.

Если вы являетесь счастливым обладателем рубеля, то можно делать все то же самое, но с использованием этой «волшебной палочки». Его ребристость способствует быстрой и качественной увалке, а сил прикладывается значительно меньше. К тому же не страдают от мыла руки.

Так как давление рубеля сильнее и более точечное, из-под него сразу (и далеко-о-о) полетят мыльные брызги. Чтобы этого избежать, кладем под рулон полотенце и прокатываем 2-3 раза по нему. Лишняя влага уходит, и можно спокойно работать.

Подсохшая шапочка начинает отслаиваться от трубы и ее стоит закрепить одной-двумя канцелярскими резинками. В процессе валяния резиночки надо иногда переставлять, чтобы они не впечатывались в шерсть.

После каждого цикла прокатываний обязательно расправляем швы. Я пробовала разные методы и остановилась на самом «ленивом».

Беремся за войлок с двух сторон от «залома» и тянем по диагонали. Сначала в одну сторону, а затем в другую. Вот и все, залом исчезает, а если не исчез — повторяем еще раз. Главное — всегда понимать, на какой стадии валяния с каким усилием можно тянуть…

Если вы валяли шапку рубелем, то она стала почти сухая и ее можно намочить в теплой воде, заодно «освежив мыло». Мыло имеет особенность вырабатываться, и поэтому в процессе валяния можно периодически полоскать шапку и намыливать заново.

Со свежим мылом процесс валяния ускоряется. Полоскание и намыливание — единственная процедура, при которой я собираю шапочку комом и немного «жамкаю». Делаю это без фанатизма и только для того, чтобы распределить мыло. После, обязательно расправляю шапку и катаю дальше на трубе, чтобы вернуть ей гладкий вид.

Катаем до той поры, пока войлок не станет СОВСЕМ СТАБИЛЬНЫМ. Проверка на стабильность элементарно проста — зажимаем полотно между большим и указательным пальцами и сдвигаем их (как будто солим суп или показываем жестом, что нам нужны деньги). Если при этом внутри полотна шерсть не двигается, значит все хорошо сцепилось. Можно работать дальше не только предыдущим способом катания, но и другими, более «жесткими». А так же в этот момент войлок уже можно разрезать.

Видите, как изменилась форма шапки? Это все из-за блокиратора. Он, зараза, не дает садиться шерсти по краю, и пора уже его заставить «работать на себя».

Вы помните, на какой стороне шапки у нас «встречались» хвостики блокиратора? Вот и я забыла, но смогла угадать 🙂 Хорошо бы этот момент себе отметить, так как резать нужно именно в этом месте.

Делаем маленький надрез по центру шапки у самого верхнего края блокиратора.

Аккуратно достаем хвостики полиэтилена.

Завязываем их узелком, стягивая край шапки. Не бойтесь «морщинок», собирайте край равномерно по всей шапке и довольно сильно.

Как я уже писала чуть выше, войлок достаточно стабилен для того, чтобы сменить способ валяния на более жесткий. Переходим к катанию в полотенце без трубы.

Складываем шапку пополам…

Закручиваем в тугой рулончик…

Кладем рулончик на полотенце и заворачиваем уже вместе с полотенцем. Следите, чтобы и шапка и полотенце были закручены в одну сторону, иначе рулон сразу раскрутится.

Ну а теперь катаем, как обычный рулон, только в пять раз меньше (меньше раз, а нажим так же приличный).

Такой способ дает очень быстрый результат и буквально после десяти прокатываний шапка сильно сжимается.

Расправляем ее по всем фронтам. Тянем с усилием в длину…

Просовываем внутрь руки и растягиваем в ширину.

Край еще широковат, но уже значительно сократился в размерах.

Снова стягиваем край и повторяем процедуру валяния в полотенце и последующего растягивания. Валяем во всех направлениях, как в длину, так и в ширину.

Если шапка уже почти готова, а край все не хочет вставать на место, закручиваем только его и катаем буквально одной рукой.

В очередной раз расправляем шапочку и измеряем сантиметровой лентой. После высыхания шапка немного уменьшится, поэтому лучше, если в мокром виде она будет на размер больше желаемого.

Если вы делаете шапочку на продажу, можете выбрать самый большой из линейки размеров и вставить резинку в отверстие, которое мы сделали с помощью блокиратора.

Полощем шапку в прохладной воде, отжимаем комом, расправляем.

Заворачиваем в махровое полотенце и отжимаем в полотенце.

Расправляем и растягиваем шапочку и приступаем к самому интересному — моделированию!

Подкрашиваем глазки, протираем зеркало и, счастливо улыбаясь, натягиваем на голову мокрую шапочку 🙂 В первую очередь выбираем, с какой стороны у нас будет лицо.

Смотрим в зеркало и подбираем нужную форму. Помню, как-то меня попросили сделать шапку «клёпушком», выглядело это примерно вот так.

А вот вариант с милыми складочками вокруг головы.

Можно просто «заломить» колпак назад.

Или соорудить себе «корону».

А можно подогнуть края внутрь и получить очень компактную двойную шапку.

Я остановилась на своем классическом варианте — на затылке заложена встречная складка. Вот так она стала смотреться, когда высохла.

После того как вы устанете красоваться перед зеркалом и выберете, наконец, идеальный вариант, шапку надо очень аккуратно снять и повесить сушиться на болванку. Этот мастер-класс мы снимали в гостях, поэтому шапка сушилась просто стоя на столе, а другая, более тонкая (которая не стояла сама), — на хрустальной вазе.

А больше всего я люблю сушить шапки на болванке, сделанной из квадратной 5-литровой пластиковой бутыли. Мне очень нравится, когда спереди шапка не прилегает плотно к лицу, а немного отходит, как если бы на мне были надеты очки.

Надеюсь, вы помните про блокиратор? Для фотосессии я его, конечно же, вынула, но если делаю шапку на большой размер, то оставляю его внутри до высыхания. Во время примерки его можно затянуть, чтобы зафиксировать шапку на голове, а перед сушкой аккуратно расправить и растянуть край шапки до нужного размера.

Как вдевать резинку в трусы думаю, показывать не надо.

Я делала эту шапочку на свой размер и поэтому оставила ее без резинки, шапка и так плотно сидит. В данном случае, мне просто не пришлось делать лишней работы по подшивке внутрь края. За счет блокиратора край вышел ровным, плотным, двойным — всё, как я люблю 🙂

Вот такая получилась шапка-трансформер — намочили и создаёте новый вариант.

Можно сделать, например, серую шапку, и с разных сторон добавить разного цвета шерсти по центру. Тогда, при «перелицовывании» вы получите совсем другую вещь.

Высота разноцветной шапочки в готовом виде — 32 см. Это позволило создать так много образов.

Для примера, высота серой и коричневой шапок всего 25 см. Здесь получились маленькие аккуратные складки.

Источник

Используемые источники:

  • https://www.livemaster.ru/topic/1986933-master-klass-po-valyaniyu-stilnoj-shapochki-chast-1
  • https://fashionapp.ru/shapki/valyanye.html
  • https://vplate.ru/shapki/valyanye/
  • https://delaemrukami.org/1536800078897875768/master-klass-po-valyaniyu-stilnoj-shapochki/