Вышивка на коже всегда притягивает взгляды окружающих. В зависимости от выбора рисунка и узоров, вышитое изделие — будь то одежда, сумочка, украшение или обувь — может превратиться в образец изысканности, помочь в создании нестандартного образа или подчеркнуть индивидуальность.

Вышивка на кожаной сумке из натуральной кожи. Работа Марии Кузнецовой

В статье пойдет речь о вышивке на коже, выполняемой руками, — именно она добавляет образу особую изюминку. Об особенностях техники мы попросили рассказать мастера по вышивке на коже Марию Кузнецову. Мария поделилась с нами своим опытом, а также советами и рекомендациями для тех, кто хочет попробовать себя в этом виде рукоделия.

Знакомьтесь!

Прежде всего, хотим “познакомить” вас с нашим экспертом. По специальности Мария графический дизайнер. Вышиванием на коже занимается не один год, создает изделия в этно-стиле: сумки, браслеты. Аксессуары декорируются вышивкой с применением бусин из натуральных камней и дерева.

Мария Кузнецова

мастер по вышивке на коже

“Существуют разные виды вышивки на коже, в данное время мне импонирует вышивка “крестиком”, — рассказывает Мария. — Я фольклорист: ранее вышивала на льняных рубахах, ткала славянские пояса, создавала кукол в русской традиции. Иными словами, в моих работах звучат фольклорные мотивы.

Моя первая кожаная сумка с вышивкой появилась благодаря образу украинской сакральной куклы “Лялька Мотанка”: у нее на лице из цветных нитей сплетен символ солнца. Вдохновляющий образ! Решила попробовать перенести этот символ на вышивку, не дословно разумеется, по вдохновению. Приобрела инструменты для работы с кожей: специальные иглы, нитки мулине, иглы для вышивки по канве, мануальный пробойник (в виде плоскогубцев), которым делаются отверстия.  

Принципиально работаю только с натуральными материалами. Кожу предпочитаю мягкую, износостойкую, природных оттенков сквозного окрашивания. В работе использую геометрический и растительный орнамент. Когда эскиз готов, определяю длину стежка и обозначаю точки для отверстий, работаю будто по перфокарте (специальной пластине с проделанными дырочками, используемой в машинной вышивке): этот способ открыла опытным путем, поняла, что для моих стилизаций он подходит. Техника вышивки похожа на “крестик”, хотя визуально такого впечатления может не сложиться.

Одна из главных задач в работе — получить качественный результат. Важную роль играют различные параметры, прежде всего практический навык одинакового натяжения нити в процессе вышивания. Если в машинной вышивке точно настроены технические процессы, то в ручной вышивке важна аккуратность, которая приходит с опытом”.

Работы Марии

Особенности вышивки на коже

Кожа — один из самых проблематичных материалов для декорирования. Поэтому перед тем как приступить к работе, следует с особой тщательностью подойти к изучению нюансов вышивки на этом материале.  

Нитки

Для вышивки на коже подходят синтетические и натуральные нити. Нейлоновые более практичны и скорее предназначены для машинной вышивки, считает Мария. Вручную легче работать хлопковой нитью.

Иглы

Использование игл для вышивки по канве имеет место, если предварительно делаются отверстия по рисунку, отмечает мастер. Для художественной вышивки, с изображением сложных по пластике плавных линий, необходимо использовать специальные иглы для кожи. Иглы для кожи отличаются от текстильных тем, что имеют режущее острие в форме “лопатки”. Кожа по текстуре бывает сухая и жесткая, эластичная, глянцевая и т.д. Выбирать номер иглы следует согласно плотности материала, также кожу стабилизируют уплотнителями, чтобы в процессе вышивки не деформировать дизайн изображения. Сложность вышивки на натуральной коже заключается в том, что на плотном материале физически сложно вышивать, необходимо пользоваться наперстком.

Стежки

Мария обращает внимание на то, что при работе нужно совершать точные стежки. На коже нельзя исправить стежок, если игла пошла не туда. Отверстие от прокола иглой остается, поэтому требуется повышенный уровень внимательности и аккуратность в работе.

Подкладка

При работе с эластичной кожей важно подобрать уплотнитель, подчеркивает мастер. Чаще всего подходит дублин на клеевой основе, который наносится термическим способом.

“Сложность в работе над вышивкой заключается, прежде всего, в изобразительности: плавные линии вышивать труднее, чем прямые с геометрией из прямых линий. Сложный рисунок стоит доверить машинной вышивке. Но, как правило, ручная вышивка отличается “живостью” — будто другая энергия исходит от вещи. Можно практически любую кожаную вещь вышить руками, даже седло”.

Мария

Советы от мастера

“Основной совет — не бояться, как говорят художники, белого листа, не бояться испортить. Смело пробуйте: вышивка это практический навык, чтобы почувствовать материал, нужно начать работать. Прислушайтесь к своим тактильным и цветовым предпочтениям, выбирайте подходящий материал и действуйте.

Для начала стоит пробовать на овчине (только не стрейч), чтобы не задавать себе сложную задачу. Овчина — мягкая, тонкая кожа, которая отлично подойдет начинающей вышивальщице. Я свою первую вещь испортила, когда приглаживала утюгом дублин к коже. На поверхность попал пар из утюга и осталось белое пятно. Сейчас мне известно, что это произошло из-за некачественной химии для обработки кожи. Натуральная кожа — дорогой материал, поэтому пробовать можно на старых кожаных вещах. Главное здесь, непреодолимое желание творить и терпение в отработке практических навыков”.

Вместе с Марией мы желаем вам успехов в освоении мастерства, и, конечно же, удовольствия от работы!

Кожаные изделия с вышивкой всегда смотрятся интересно и необычно, что, несомненно, притягивает взгляды окружающих. Вышитый узор на коже, в зависимости от тематики, может придать изделию элегантности и эпатажности, а также подчеркнуть индивидуальность и сделать вещь эксклюзивной. Многим мастерам нравится вышивка по коже, как сделать ее идеальной, мы расскажем далее в нашей статье.

Основные отличия вышивки на коже

Натуральная кожа и кожзам являются довольно капризными материалами, которые требуют особого внимания. Их можно легко испортить, допустив хотя бы малейшую ошибку в работе, поэтому многие избегают работы с ней, опасаясь последствий. Но если правильно подобрать материалы и инструменты, а также прислушаться к советам опытных специалистов, можно добиться хороших результатов работы.

Подготовка материалов к работе:

  1. Стежки. Плотность застила напрямую зависит от вида кожи и обычно снижается примерно на 20%. Главное в работе – соблюдение баланса плотности стежков, что позволит избежать появления трещин и дырочек вокруг вышитого узора.
  2. Иглы. Правильный выбор иголок позволяет делать отверстия на материале максимально незаметными. Иголки должны быть с острым или клинообразным кончиком, чтобы отверстия были максимально незаметными.
  3. Подкладка. Чаще всего подкладка не применяется для вышивки, но тонкая кожа типа лайки очень сильно тянется, поэтому ее необходимо стабилизировать. Чаще всего для этого выбирается отрывной или отрезной стабилизатор.
  4. Нитки. Довольно популярной является вышивка полиэстером, так как нить является прочной и растяжимой, поэтому меньше подвержена разрыву. Вышивка шелком будет смотреться роскошно и сохранит свою красоту на длительное время.

Советы специалистов по вышивке на коже

  • кожа проклеивается плотным плотным флизелином с изнанки;
  • в пяльцы для начала необходимо запялить отрывной стабилизатор для вышивки;
  • на стабилизатор наносится клей-спрей временной фиксации;
  • проклеенная кожа фиксируется на стабилизаторе;
  • на машине устанавливается специальная игла, загружается дизайн и уменьшается скорость вышивки до минимума.

В случае вышивки на небольшом лоскуте кожи стоит на запяленом стабилизаторе прострочить контур узора, а затем поверх него с помощью клея временной фиксации закрепить кусочек кожи таким образом, чтобы он полностью закрывал дизайн, после чего продолжить вышивку как обычно.

Воспользовавшись этими простыми советами, можно легко сделать изделие из кожи оригинальным и неповторимым.

Хочу представить вам свой мастер-класс по изготовлению ободка-трансформера для девочки или девушки, а может быть, и для дамы, которая не боится выделиться и умеет носить аксессуары подобного рода.

Итак, что же нам понадобится?

основа для ободка (у меня самодельная, металлическая);

фетр (у меня: первый – темно розовый фельт, мягкий, легко деформирующийся, второй – красный твердый тонкий, третий (совсем чуть-чуть, можно заменить на синтепон, например) – плотный толстый, не твердый;

синтепон;

различные виды бисера (у меня: богемский (граненый), простой чешский(10р-р), японский (15р-р);

натуральная кожа (у меня: красная для лицевой части ободка и розовато-бежевая для тыльной стороны;

клеевой флизелин;

нитки ( у меня капроновые 50К);

клей (у меня Момент кристалл);

— бисерные иглы, ножницы;

— чертежные инструменты — транспортир, циркуль, карандаш, линейка.

1 этап. Изготовление ободка.

1.1. Чертим выкройку для лицевой части ободка на коже с изнаночной стороны.

Если основа самодельная, как у меня, или покупная металлическая, которую можно разогнуть – то просто обводим на коже.

Если основа пластиковая, или вы не рискуете разгибать металлическую, то есть 2 пути – тщательный обмер и вычерчивание контуров, или можно обвести основу плотно приложив к ней бумагу, повторяя изгиб ободка.

Вырезаем кожаную заготовку, оставяляя припуски со всех сторон.

1.2. Здесь важно сначала придать основе для ободка нужную форму и приклеивать кожу на уже изогнутую основу.

Наносим клей на основу для ободка с внешней стороны и на деталь, вырезанную из кожи, соблюдаем инструкцию для клея! Приклеиваем кожу на основу. Даем немного просохнуть. Лишнюю кожу отрезаем, при этом нужно оставить припуски для заделочного шва 1-1,5 мм.

1.3. Наносим клей на основу для ободка с внутренней стороны. Кусок кожи для изнанки прикладываем с внутренней стороны ободка. Чтобы кожа плотно прилегала по всей длине, я сначала прижимаю ее к основе с одной стороны и потом аккуратно, медленно прокатываю ободок по столу по направлению к противоположному концу.

1.4. Выполняем заделочный шов края с бисером. Я выбрала для своего ободка «русский» способ. На объяснении этого шага я останавливаться не буду, поскольку те, кто не являются новичками в вышивке бисером делают это легко и непринужденно спросонья и в полной темноте, а новичкам советую посмотреть МК по вышивке браслетов, где есть все этапы, включая заделку края. Уточню лишь завершение контура обшивки.

Закончив пришивать бисеринки, проходим в самую первую бисеринку, делаем прокол с изнанки между двумя стежками, при этом выводим иглу на лицевую сторону в существующую дырочку (она была самой первой в заделочном шве). Делаем проход в первую бисерину справа налево и далее, по желанию и необходимости, делаем проход по всем бисеринкам чтобы выровнять и укрепить шов.

На этом сам ободок готов.

2 этап. Изготовление декора-цветка.

2.1. Для начала необходимо нарисовать эскиз цветка. Немного геометрии)). Берем чудом уцелевший после школы и института циркуль, линейку, карандаш и дурной транспортир с возможностью начертить угол с точностью до 5 градусов, неведомо откуда взявшийся в хозяйстве.

Ставим точку — центр цветка. Берем транспортир, вспоминаем чью-то мать с благодарностью учителя математики и чью-то мать чудо-китайского производителя транспортира и делим полный круг на 5 равных (приблизительно, с моим-то транспортиром) углов. Напоминаю — 360гр/5=72гр.

Чертим окружность — серединку цветка (радиус 1,5клетки) и вторую — осевую для лепестков (радиус — 3 клетки). Ставим точки на пересечении второй окружности и сторон угла — это центры окружностей-лепестков. Чертим окружности -лепестки (радиус — 3 клетки). Определяем контуры лепестка — окружность с вырезом под серединку и отмечаем с одной стороны точку пересечения со вторым лепестком.

Вырезаем 2 контура, из цветка с разметкой вырезаем деталь лепестка и серединку.

2.2. Из фельта вырезаем 5 лепестков и деталь серединки с припуском, из плотного мягкого фетра — несколько деталей серединки, примерно, т.к. придется подрезать по месту. На лепестках обязательно отмечаем место пересечения со следующим лепестком. На тонкий твердый фетр переносим контур цветка.

2.3. Обшиваем край каждого лепестка заделочным швом до точки пересечения лепестков.

2.4. Прикладываем к основе цветка лепесток и пришиваем к ней по дугам, необшитым бисером. Так же поступаем со всеми остальными лепестками. Особой тщательности не нужно — последующая вышивка окончательно все скрепит, но и в двух местах прихватить тоже будет недостаточно.

2.5. Вставляем в серединку детальки из фетра (можно набить синтепон), сверху нашиваем деталь из фельта.

2.6. пришиваем к основе внешние края лепестков от точки пересечения с предыдущим до точки пересечения со следующим. Набиваем синтепоном, стараясь придать изгиб. Отрезки края до серединки не пришиваю — по ходу работы, возможно придется подбавлять синтепона.

2.7. Вышиваем лепестки бисером швом «назад иголку» по одной бисеринке. Если серединка цветка планируется гладкой — лучше сначала вышить ее.

2.8. Вышиваем серединку «тычинками» — низками, в самом центре короткими — одна основная (богемская) и одна концевая (15р-р). По мере удаления от центра, делаем тычинки подлинней, до 3 основных+1 концевая.

2.9. Вырезаем цветок, как можно тщательней, стараясь не повредить нитки. приклеиваем с помощью утюга флизелин.

2.10. Вырезаем из кожи деталь изнанки, стараясь выкроить ее меньше, чем контур цветка. Размечаем и вырезаем прорези в которые легко, но не совсем свободно должен проходить ободок. Так же, как и цветок, проклеиваем флизелином. Прорези обшиваем бисером. Примеряем на ободок, точно ли он входит в прорези.

2.11. Выполняем заделочный ряд используя уже существующие бисеринки контура цветка.

2.12. Готово!

Crazy — этап : выдумываем еще одну съемную накладку-декор для ободка, радуем маленькую модницу и не забываем про ее любимицу!

Используемые источники:

  • https://blog.mirkrestikom.ru/vyshivka-na-kozhe-osobennosti-tekhniki-i-sovety-ot-professionala/
  • https://tailors.com.ua/blog/novosti/mashinnaya-vyshivka-na-kozhe-osobennosti-tekhniki
  • https://www.livemaster.ru/topic/1336695-sozdaem-kozhanyj-obodok-s-vyshitym-biserom-tsvetkom