Содержание:
Содержание
Тамбурная, или люневильская, вышивка – это старинная техника, которая используется для создания роскошных композиций на тканой основе. Чтобы обучиться мастерству, для начинающих есть инструкции и подробные мастер-классы.
Для работы используют специальное приспособление – люневильский крючок, а также различные декоративные материалы – пайетки, бисер, контрастные нити. Прежде чем приступить к работе, новичкам необходимо ознакомиться с особенностями техники, правильно подобрать материалы и инструменты для вышивания в стиле broderie de Lunéville.
Что представляет собой рукоделие
Люневильская вышивка для начинающих и опытных мастериц представляет собой особую технику рукоделия. Выполнение работы осуществляется при помощи специального крючка и декоративных материалов — металлизированных или обычных нитей, пайеток, бисера и другого декора.
Главная особенность методики заключается в том, что в процессе не пришиваются отдельно бусины и пайетки. Пришивается только нить, на которую они предварительно нанизываются.
В работе задействованы одновременно обе руки, для удобства тканую основу предварительно натягивают на пяльцы или гобеленовые рамы. Вышивание выполняется способом от катушки, нитку обрезают по завершении вышивки, что позволяет сэкономить дорогой декор.
Техника отличается от привычных методов, так как работа производится с изнаночной стороны полотна. Лицевую часть в процессе работы можно увидеть в том случае, если тканая основа, на которой выполняется вышивка, прозрачна. Основной принцип техники — тамбурная вышивка, в которой основной стежочный шов-цепочка внешне напоминает фактурную косичку.
Для удобства приспособление с крючковой иглой оснащено указателем, который позволяет:
- оптимально определить захват;
- осуществлять контроль удержания нитки;
- определить расположение прорези язычка.
Для основы можно подобрать самые разные ткани, гладкие или фактурные, синтетические или натуральные. Наиболее тонкой и изысканной получится кружевная картина на батистовой или шелковой основе. Для таких работ применяют простую технику тамбурного шва, а для более плотных и фактурных тканей, таких как бархат, рекомендуют использовать бисерный узор.
Технология вышивания с применением люневильского крючка позволяет создавать самые разные произведения рукоделия, с ее помощью легко заполнить большие площади тканей. Ее часто применяют для декорирования одежды, аксессуаров, предметов декора, всевозможных текстильных изделий, ковров, рушников, эксклюзивного постельного белья.
Часто технику используют для создания коллекций вечерних и свадебных нарядов, аксессуаров от кутюр, так как метод дарит мастерице широкие возможности и высокую скорость работы в сравнении с другими методиками.
Какие материалы используются в работе
Люневильская вышивка (фото, схемы далее) — несложная техника, но для начинающих перед практическими уроками необходимо познать азы метода и научиться правильно подбирать материалы.
Для работы потребуется подготовить:
- Люневильский крючок.
- Пяльцы или гобеленовую рамку.
- Трафареты для узора.
- Текстильную основу любой плотности.
- Декоративные материалы (контрастные или металлизированные нитки, пайетки, бисер, стеклярус, стразы).
Подбор материалов — наиболее ответственный этап, так как от этого будет зависеть качество и эстетичность конечной работы.
Нити
Для люневильской вышивки используются тонкие и прочные нитки, особенно если в работе используется бисер или бусины.
Рейтинг самых популярных ниток представлен ниже:
Наименование марки нитей | Особенности использования |
Fil Au Chinois («китаец») | Вощеные, прочные, с глянцевым отблеском. Нити изготовлены специально для ручной вышивки, в процессе работы не скручиваются в узел. Толщина подбирается в зависимости от особенностей рисунка и ткани, на которой выполняется работа. |
Madeira | Такие нити бывают хлопковыми или шелковыми. Хлопковые сложнее в работе, так как они по-особому скручены и могут заворачиваться в узелок.
Шелковые не скручиваются, плавно скользят, удобны работе, но, в отличие от хлопковых, с их помощью сложнее создавать фактурный узор. |
Gutermann | Рекомендуется для люневильской вышивки использовать №110. Нитки достаточной толщины и прочности, немного скручиваются в процессе. |
Adele | Производитель предлагает качественную люрексовую серию в удобных катушках для люневильской вышивки.Металлизированные нитки представлены в различных оттенках – от классического золотого и серебряного до ярких цветов фуксии изумруда, а также нити-хамелеон, меняющие цвет. |
Самым важным критерием, по которому выбирается нить, является ее качество прочности и способность держать узелки. По мнению рукодельниц, наиболее удобны в работе вискозные нити, так как они более прочные, чем хлопковые и меньше скручиваются в узелки.
Особенностью люневильской техники является нежность и изысканность узоров, отсутствие ярких контрастов. Именно поэтому нити рекомендуется подбирать близко к тону ткани-основы или же нейтральных деликатных оттенков.
Крючок
Люневильский крючок — специальное приспособление, состоящее из 2 основных частей:
- винтовой ручки;
- крючковой иглы.
Благодаря винтовой ручке, приспособление удобно удерживать в руке в процессе работы. На рукоятке расположен специальный указатель, который помогает рукодельнице определить оптимальный захват и расположение. Крючковая игла отличается от стандартной характерной головкой. Мини-конструкция цилиндрической формы имеет небольшое заострение, что отличает ее от обычного вязального крючка.
Такой прибор позволяет быстрее и аккуратнее прокалывать ткань, цепляет и удерживает нить. Прорезь на головке позволяет точно определить, с какой стороны необходимо подводить нитку. Иглы для крючка могут быть разных размеров, их можно менять в зависимости от типа нити и плотности ткани, на которой они используются.
Ножницы
Особенностью люневильской техники является использование нити от катушки. Ее между стежками и элементами узора не обрезают, закрепляя только в конце работы. Но в рукоделии случаются всякие ситуации и качественные ножницы должны быть всегда под рукой. Для вышивки, как правило, используется отдельная пара, которая хранится в шкатулке или контейнере.
Самые популярные типы ножниц для вышивки:
- Цапельки. Они имеют эргономичную форму и тонкие лезвия.
- Prym изогнутые. Благодаря особой изогнутой форме лезвий такие ножницы достаточно маневренны, их удобно расположить параллельно канве.
- Винтажные. Оригинальные модели в виде Эйфелевой башни, виноградной лозы, менее маневренны, но могут разнообразить коллекцию инструментов для творчества.
Для работы с металлизированными нитями потребуется отдельная пара ножниц, так как в процессе работы они наиболее подвержены царапинам и сколам. Независимо от выбранного типа, все инструменты нуждаются в бережном уходе и своевременном затачивании.
Подборка основы
Люневильская вышивка для начинающих требует особого внимания при выборе тканевой основы для работы.
Новичкам в рукоделии рекомендуется выбирать следующие ткани для своих первых изделий:
- креп — недорогой, полупрозрачный, который используют для пошива гардин;
- органзу полиэстровую, но нужно учесть, что ткань бликует при попадании света;
- органзу шелковую — наиболее удобную в работе, но дорогую.
Наиболее красивые изысканные работы получаются на итальянской сетке «Люкс». Такая ткань имеет среднюю жесткость, не тянется, прочная, с мелкими ячейками.
В целом люневильская вышивка в вопросе выбора ткани достаточно разнообразна, ее выполняют на:
- шелках;
- шифоне;
- батистовых тканях;
- муслине;
- любых видах шерсти;
- хлопковых полотнах;
- бархате.
На более плотных материалах ярко и роскошно выглядит фактурный бисерный узор с металлизированными нитями, декор из страз и бусин.
Техника работы
Люневильская вышивка для начинающих — старинная сложная методика рукоделия, осваивать которую стоит, начав работать с простой ниткой, без бусин или пайеток.
Алгоритм техники следующий:
- Тканую основу закрепить на гобеленовой раме (пяльцах), в процессе обе руки будут задействованы.
- Начинается работа с того, что крючок с оптимальным размером иглы вводится в ткань, прокалывая ее. С лицевой части необходимо подтянуть нить к крючку, завязав ее в петлю. Новичкам можно просто завязать на свободном кончике нити узелок.
- Петля накидывается на бородку крючка, плотно притягивая ее к себе. После того как петля вытягивается, крючок поворачивается на 180 градусов.
- Двигаясь по контуру рисунка, осуществляются проколы иглой, выдерживая небольшое расстояние между точками. Каждый раз нить подводится к крючку, подцепляется и вытаскивается на изнанку.
- Когда выполнено несколько стежков, на тканой основе образуется ровная цепь тамбурного шва с изнанки и ровная строчка с лицевой стороны.
Основной момент техники: необходимо после каждого прокола и протягивания нити поворачивать крючок на 180 градусов. Процесс вышивания при помощи люневильского крючка продвигается в несколько раз быстрее, чем обычной иглой.
Постепенно, становясь увереннее и освоив азы техники, можно усложнять работу, добавляя в плетение бусины бисера, пайетки, стеклярус и другой декор для создания роскошных узоров. Бисер нанизывается после первого стежка. Подцепляя каждым стежком нить, необходимо по одной отделять бусины, чтобы на каждом вышитом стежке с лицевой стороны располагался сверкающий бисер.
Как правильно начать работу
Прежде чем приступить непосредственно к вышивке, необходимо подготовиться к началу работы.
Несколько советов по подготовке к люневильской вышивке:
- Выбранную ткань сначала натягивают на пяльца или гобеленовую рамку. Если в качестве основ для создания узора используется тонкая или сетчатая ткань, рекомендуется обшить лоскут по краям более плотной тканью. Это поможет добиться равномерного натяжения.
- Понравившийся узор или рисунок переносится на ткань при помощи маркера для ткани или копировальной бумаги. Не стоит переносить рисунок простым карандашом или ручкой, можно повредить ткань. Новичкам рекомендуется воспользоваться готовыми трафаретами, а многие опытные мастерицы для переноса рисунка используют старинный способ — припорашивание.
- Чтобы перевести рисунок на основу способом припорашивания, необходимо взять кальку, приложив его к основе, обколоть острой тонкой иглой, чтобы на ткани и кальке остались заметные микроотверстия. Затем кальку и ткань совмещают, прочно закрепляют с помощью булавок, а сверху посыпают специальным порошком.
Можно использовать специальный состав, купленный в лавке для творчества, а также использовать подручные средства – синьку, пасту из мела и керосина. Просочившись сквозь отверстия, порошок образует на основе контуры узора. После окончания работы при стирке такой порошок не оставляет следов.
- Важный момент при подготовке к вышиванию — подбор ниток. Они могут быть тонкими или грубыми и толстыми, с глянцевым или матовым эффектом, металлизированные или хлопковые. Изысканно и нарядно смотрится на ткани узор, созданный с добавлением люрексовой нити.
В качестве декора на нить в процессе вышивания можно нанизывать бисер и бусины различной формы и размера, пайетки, стразы и другие элементы. Многие зависит от стиля вышивки, узора и вида тканой основы. После того, как подготовительный этап завершен, все материалы подготовлены, можно приступать к рукоделию.
Прокладывание стежков
Основным элементом люневильской вышивки считается тамбурный шов.
Выполняется он по нанесенному контурному узору на льняной, хлопчатобумажной, шелковой или шерстяной ткани любой структуры.
Алгоритм выполнения тамбурного шва крючком с иглой на тканой основе:
- Прежде чем приступить к работе, необходимо закрепить нить, зафиксировав на ее конце крепкий узелок.
- Выполняя 1-ю петлю, инструмент подводится под углом 90 градусов, основная нить от катушки подается снизу.
- Осуществляя работу, необходимо правой рукой удерживать нить, а левой — подводить нить. Нитка набрасывается на крючок, слегка натягивается пальцами, переворачивая инструмент в направлении против часовой стрелки.
- Петля надежно фиксируется, а крючок вместе с ниткой протягивается на лицевую сторону основы. После завершения элемента инструмент переворачивается на 180 градусов.
- Затем нитку необходимо подцепить, отступая небольшое расстояние от предыдущей точки прокола. Ткань снова прокалывается, нить подцепляется и вытягивается, перевернув инструмент.
По такому алгоритму легко вышить целую цепочку тамбурных стежков. После того, как работа по созданию узора тамбурным швом окончена, нить необходимо зафиксировать.
Для этого ее вытягивают на изнаночную сторону, для дополнительной прочности накидывается еще несколько петель, узелок фиксируется, а кончик нити аккуратно обрезается. На тонких и нежных тканях необходимо крайне аккуратно прокалывать основу, опуская крючок к низу.
С бисером
Люневильская вышивка для начинающих и опытных рукодельниц с применением бисера, страз, пайеток — один из способов создания роскошных эксклюзивных узоров на различных текстильных изделиях. Такой вид рукоделия имеет преимущество — бусины пришиваются за считанные секунды без лишних манипуляций.
Инструкция по люневильской вышивке с применением декора:
- Чтобы нить не влезала, ее можно закрепить, нанизав несколько бусин. После этого можно приступить к работе с изнаночной стороны.
- В процессе вышивания нить подцепляется крючком, а затем возвращается в исходное положение. Далее ткань переворачивается, чтобы определить расположение следующей петли.
- Когда ткань переворачивают, бусина подвигается на нитку. Вслед за бисериной вводится крючок, бусина обвивается ниткой, после чего инструмент возвращается в исходное положение.
- С изнаночной стороны образуется 2 дополнительные петли. Из них образуется цепочка, для этого во вторую петлю продевается первая поворотом крючка по кругу.
- Аналогичные манипуляции необходимо повторить до конца ряда, постепенно нанизывая бусины и продевая петли. В итоге с изнаночной стороны остается узор из цепочки петель, а с лицевой — бисерный узор.
При выполнении вышивки бисером рекомендуется подобрать прочные и тонкие нитки. Стежки необходимо выполнять на расстоянии, равном размеру бусины. Работая на деликатной тканевой основе важно не допустить образования дыр, затяжек или разрывов.
Чтобы не испортить работу, нужно придерживаться следующих рекомендаций:
- манипулировать крючком аккуратно, вводя и выводя с каждым стежком, не выдергивая сильно из ткани.
- Прокалывая основу, крючок держать строго вниз бородкой.
- Накидывая петли, следует поворачивать крючок и вытаскивать его бородкой вверх, нажимая инструментом в сторону гладкой стороны.
Следуя простым советам, можно научиться создавать самые разные изделия, украшая уникальными узорами картины, текстильный декор, украшения, аксессуары, предметы гардероба.
Варианты
Вышивка люневильским крючком — работа тонкая, поэтому новичкам в помощь предлагаются простые мастер-классы и готовые идеи для создания украшений, аксессуаров. Схемы для работы можно нарисовать самостоятельно или взять готовые, распечатать и перевести рисунок на ткань.
Брошь
Чтобы создать оригинальную брошь из бисера, необходимо подготовить:
- трафарет с узором;
- прочные тонкие нитки в тон декору;
- плотную ткань-основу (фетр, бархат);
- лоскут эко-кожи;
- фурнитура (металлическая застежка);
- клей и клеевой пистолет;
- декоративные материалы — бисер и пайетки золотистого цвета.
Чтобы сделать брошь, начинающим мастерицам следует придерживаться подробной инструкции:
- С помощью трафарета рисунок переносится на ткань-основу карандашом, брусочком мыл или способом припорашивания.
- По контуру вырезается основа броши.
- Используя технику люневильской вышивки бисером, основа расшивается нитками с нанизанными на нее бусинами.
- Из лоскута эко-кожи вырезается основа броши аналогичной формы.
- С помощью клеевого пистолета крепиться к тканевой основе.
На завершающем этапе остается пришить застежку, и модный hand made аксессуар готов.
Сумка
Для создания красивой изящной сумочки необходимо подготовить:
- набор английских булавок;
- крепкие тонкие шелковые или вискозные нитки;
- швейную машинку;
- ткань для основы;
- бисер нескольких оттенков одной палитры;
- пяльцы или гобеленовую рамку;
- отделочный шнур.
Алгоритм создания сумочки с отделкой из бисера:
- Из ткани необходимо вырезать лоскут размером 40*15 и натянуть его на пяльцы. При помощи трафарета перенести на ткань рисунок карандашом или маркером.
- Вышивка выполняется от катушки, в начале работы на нить нанизывается бисер.
- Иглой ткань проколоть в начале, затем пальцами левой руки придерживать кончик нити и вытянуть петлю на лицевую сторону ткани.
- Двигаясь по контуру, выполнить второй прокол, перевернуть основу и передвинуть бусину, обвязав ее ниткой.
- С лицевой стороны протянуть 1 петлю через другую, оставив на крючке всего 1 петлю.
Алгоритм повторяется до тех пор, пока все контуры рисунка не будут вышиты. По завершении нить фиксируется накидом нескольких петель, затянутых в прочный узелок. Если в работе используется несколько видов декора или оттенков бисера, работа выполняется от катушки одним видом декора.
После того, когда отдельная часть узора готова, нить обрезается, фиксируется, после чего можно заново приступить к нанизыванию другого бисера. Когда вышивка готова, ткань снимается с рамы, складывается пополам. Если основа примята, ее необходимо разгладить утюгом.
Затем швейной машинкой сшиваются по бокам края, прошить кулиску по контуру изделия и вставить в нее отделочный шнурок. Стильная сумочка-кисет с оригинальным бисерным узором станет стильным дополнением к модному образу.
Одна из наиболее старинных техник рукоделия — люневильская вышивка, не утратившая свою популярность и сегодня. Для начинающих освоить азы творчества легко, если следовать подробным инструкциям, советам опытных рукодельниц. Наглядные мастер-классы и готовые трафареты с рисунками, с оригинальными узорами помогут в создании эксклюзивных работ на любых видах ткани.
Люневильская вышивка — фото и схемы от Виктории Бойко:
Если вы уже сталкивались с вышиванием на практике, то такой шов, как тамбурный, вам, скорее всего, знаком, ведь встречается он во многих видах вышивки. А приходилось ли вам слышать о вышивке, выполняемой лишь тамбурным швом? В статье мы расскажем о том, что представляет собой тамбурная вышивка, где она применяется и как ее выполнять.
Тамбурная вышивка. Фото: livemaster.ru
Немного истории
Шитье с помощью тамбурного шва на Руси было известно издавна. В этой технике украшали покрывала, ковры. В работе использовались разные нити, преимущественно шерстяные. Вышивальщицы сначала заполняли швом контуры рисунка, затем — его внутреннее пространство. Иногда ограничивались лишь контурами.
Распространение тамбурная вышивка получает с XVIII века. В XIX веке для нее даже были введены специальные круглые пяльцы. С натянутой на них тканью огромные пяльцы были похожи на барабан, и вышивка, выполняемая на этих пяльцах, стала называться тамбурной (от французского слова, означающего “барабан” — tambour). Да и сам шовчик, используемый в вышивке, стал называться тамбурным.
Что и как вышивать тамбуром
Сегодня одно из наиболее распространенных названий тамбурного шва — шов цепочкой. Конечно, придумано оно неспроста: стежки, из которых состоит шов, внешне напоминают звенья цепочки.
В наши дни тамбурной вышивкой могут украшать покрывала, коврики, подушки, одежду, различные аксессуары.
Варежки-прихватки для кухни с вышивкой. Фото: nhpko.ruКлатч, вышитый тамбурным швом. Фото: liveinternet.ruКоврик с тамбурной вышивкой. Фото: liveinternet.ru
Выполняют тамбурную вышивку как с помощью иглы, так и с помощью крючка. Прежде остановимся подробнее на первом, наиболее привычном для нас в вышивании, варианте.
Тамбурный шов иглой можно выполнять двумя основными способами.
Способ 1. Выведите нить на лицевую сторону ткани в точке 1 (см. рисунок ниже) и уложите ее петлей. Затем воткните иголку в точке 2 рядом с первым проколом, придерживая петельку пальцем. Не затягивая петлю, выведите иглу в точке 3, подтяните нить. Следующие “звенья” выполняйте аналогичным образом.
Фото: handmadebase.com
Способ 2. Сделайте стежок из точки 1 в точку 2 (см. рисунок ниже). Затем выведите нить на лицевую сторону в точке 3, проведите иглу под стежком 1-2 и выведите ее на изнанку рядом с точкой 3.
Следующие петли делаются аналогичным образом, только нитка проводится не под стежком, а у основания предыдущей петельки.
Фото: handmadebase.com
Вышивать тамбурным швом можно как сверху вниз, так и справа налево (как удобнее по контуру рисунка). Стежки могут быть одинаковой или разной величины, узкие или широкие.
Как мы уже упомянули, вышивать тамбуром можно и с помощью крючка. Такой способ часто используют при отделке вязаных, трикотажных изделий.
Выполнить тамбурный шов крючком можно следующим образом. Выведите крючок с лицевой стороны изделия, зацепите рабочую нить и выведите ее обратно — так образуется петелька. Затем крючок снова введите в изделие, зацепите нить и выведите ее обратно через петлю, находящуюся на крючке.
Фото: mysekret.ru
Использовать в тамбурной вышивке можно не только обычный крючок небольших размеров, но и люневильский крючок. О том, что представляет собой такой крючок и как им вышивать, вы можете узнать из статьи “Люневильская вышивка: секреты мастерства”.
В заключение, мы подобрали для вас несколько орнаментов, которые вы можете вышить тамбурным швом. Смело пробуйте! Техника порадует вас несложным исполнением и превосходным результатом.
Фото: gallery.ruФото: kobra-nikolavna.livejournal.comФото: kobra-nikolavna.livejournal.comФото: tambour.ruФото: kobra-nikolavna.livejournal.com
Очень интересная декоративная вышивка крючком имеет еще вот такое название – тамбурная вышивка при помощи крючка. Это потому, что основной шов — это шов цепочкой. Данная вышивка часто используется для украшения различных народных костюмов. Таким методом производится отделка богатых свадебных нарядов и знаменитых индийских сари. Взгляните на фото, какая красота.
Обычную иглу для вышивания заменяет специальный тоненький крючок с сильно заостренной головкой. Это предусмотрено для того, чтобы облегчить процесс прокалывания тканей. С помощью такого крючка мастерица протягивает сквозь ткань рабочую нитку и таким образом, создает цепочку тамбурных стежков. Вышивая таким старинным способом, в такой технике, можно свободно использовать стразы, бисер, пайетки, серебряные и золотые нити. Использовать для вышивки можно как прозрачные и тонкие ткани, так и более плотные и грубые. На тех тканях, которые более тоненькие, и на сетках тамбурная вышивка выглядит необыкновенно, завораживающе и изысканно, при этом напоминает нам очень дорогое кружево. Используют и плотные ткани, которые могут выдержать массивные работы, насыщенные бисером и вышитые пайетками и стразами. Вышивку производят одновременно двумя руками, для этого ткань обязательно тщательно натягивают на специальные гобеленовые рамки или же заправляют в пяльцы на подставке, чтобы руки мастерицы были свободны именно для процесса вышивки.
Учимся технике тамбурной вышивка крючком в пошаговом мк
Если кратко описать самый простой процесс тамбурной вышивки крючком, то это будет выглядеть так:
- Приготовленную заранее ткань с рисунком вышивки осторожно натягивают в пяльцах, а клубок с нитью находится под пяльцами.
- Крючок вводят в ткань обязательно с лицевой ее стороны, строго вертикально, относительно ткани, в начале линии узора. Потом подхватывают рабочую нитку и вытягивают крючок с петлей на лицевую сторону.
- Не снимая петельку с крючка, снова прокалываем ткань по линии нашего узора на расстоянии стежка от сделанного первого прокола, протягивают на лицевую сторону и вторую петлю и так далее.
- Вот таким методом, по линии узора укладывается шов, имеющий вид цепочки. На изнаночной стороне получится ровненький строчевой шов.
Разберемся подробнее с материалами, которые используют в вышивке крючком и в способах исполнения тамбурного шва.
Ткань, которую будем использовать для вышивки крючком, сначала заправляют в пяльцы на подставке или же натягивают на специальную рамку. Рисунок на ткань переносят с помощью копировальной бумаги, специальных трафаретов или легко смываемых маркеров.
Широкие возможности позволяют нам для вышивки использовать самые разнообразные нити, и шелковые, и хлопковые, тонкие и более грубые, в соответствии с толщиной ткани-основы. Стало возможным применение металлизированных ниток, серебряного и золотого шитья, что превращает работы в настоящие произведения искусства.
В тамбурной вышивке возможно использовать огромное количество различного рода декоративных элементов. При этом отделочные материалы заранее нанизывают на рабочую нитку. При использовании в вышивке бисера, цепочка нашего тамбурного шва ложится на изнаночной стороне изделия, а все используемые декоративные элементы располагаются с лицевой стороны работы. При таком способе закрепления бисера уменьшается время, затраченное на выполнение данной работы, если сравнивать со временем, потраченным на пришивание иглой. Процесс труда ускоряется.
Главным инструментом при тамбурной вышивке с использованием бисера является очень тоненький крючок. Его основной задачей является легкое прохождение сквозь ткань, не повреждая нити, а раздвигая их, и крепко придерживать рабочую нить при протягивании петель. Поэтому, в отличие от обычного крючка для вязания, у этого инструмента довольно острый кончик. На рукоятке крючка для вышивания имеется специальный указатель для того, чтобы можно было определить расположение прорези язычка. Это помогает и начинающим и уже более опытным вышивальщицам контролировать крепкий и надежный захват, а также удержание рабочей нитки при прокладывании цепочки шва.
Подробнейшая техника выполнения тамбурного шва крючком:
- До начала работы следует завязать на конце рабочей нитки большой узелок. Крючок подводим под прямым углом до ткани сверху, а вышивальная нить будет подаваться снизу, с изнаночной стороны. Когда уже вытянута первая петелька необходимо легонечко подтянуть рабочую нитку таким способом, чтобы наш, завязанный ранее узелок, передвинулся плотнее к основе, тем самым, закрепляя и фиксируя в начале работы нитку. Держим нить левой рукой, а крючок — в правой. Следует сделать очень аккуратно прокол, раздвигая нитки ткани-основы, потом опустить крючок вниз. В данном случае прорезь для захвата будет располагаться слева. Накинем нитку на крючок и, стараемся обеспечить как можно более умеренное натяжение пальцами левой руки, потом поворачиваем крючок вокруг своей оси, делаем полный оборот против часовой стрелки.
- Для надежного закрепления нитки в самом начале работы служит завязываемый узелок. А в конце строчки рабочую нить выводим на изнаночную сторону и провязываем цепочкой из нескольких петель, а только потом уже нить обрезаем. Длина стежков в тамбурном шве может быть очень различной, но всегда равномерной при выполнении каждого элемента.
При работе с бисером длина стежка не может превышать размер самой бисеринки, чтобы не допустить перекашивание и стягивание готового изделия и не получить разреженный узор с проглядывающими нитками, что может выглядеть некрасиво. Используя для работы таких отделочных материалов как стразы, бисер, пайетки и другое, рабочая нитка должна быть очень прочная, тонкая и иметь степень кручения. Цвет нити должен быть не контрастный к основе.
Тамбурная вышивка с использованием крючка дает возможность выполнять различные работы с заполнением очень больших площадей. Освоить ее не составит труда, и для тех, кто уже знаком с иными способами вышивки, так и для только начинающих рукодельниц. Такая техника вышивки издавна использовалась для украшения одежды, изготовления текстиля, рушников и ковров у многих народов.
Такой вид творческой работы очень многогранен и пользуется большой популярностью.
Не обращая внимания на кажущуюся сложность и кропотливость интересной техники тамбурной вышивки, даже начинающая вышивальщица сможет при достаточном желании освоить ее, используя подробные мастер-классы. Приятного просмотра!
Видео по теме статьи
Добавил: DiveevaВернуться назадОставить комментарий
Покорив сердца многих рукодельниц за границей, в нашей стране люневильская вышивка знакома немногим. Вместе с тем, эта техника позволяет создавать немудреным образом настоящие шедевры красоты. Зародившись еще четыре столетия назад, сегодня люневильская вышивка – не редкость на подиумах модных показов.
Люневильская вышивка. Фото: inspirationday.ru
О главном
Выполнение вышивки происходит контрастными и/или металлизированными нитями, бисерными принадлежностями, пайетками, с использованием люневильского крючка. Да, да – именно крючка! Каждая вышивка ассоциируется у нас с иглой. В данном случае применяется специальный крючок.
Люневильский крючок
Значительно отличается от стандартного вязального. Состоит из двух частей: винтовой ручки (рукоятки) и крючковой иглы. На рукоятке есть специальный указатель, который помогает ориентироваться в процессе вышивания – он находится с той же стороны, что и прорезь язычка иглы.
Фото: glossyshop.com.ua
Размер крючка выбирают исходя из того, на какой ткани выполняется вышивка.
Как правило, для вышивания используются либо очень тонкие, полупрозрачные ткани либо плотные. На тонкой (шелковой, батистовой, шифоновой, муслиновой) основе вышивка напоминает плетеное кружево и смотрится очень элегантно. Большое распространение в последнее время получила люневильская вышивка на сетке. Плотные ткани – такие как бархат, льняное или хлопковое полотно – идеально подходят для работ, насыщенных бисером и стразами.
Вышивка на бархате бисером. Фото: livemaster.ruВышивка бусинами Сваровски на фатине. Фото: nt-zhulebino.ruВышивка на крупной сетке. Фото: livemaster.ru
Всю необходимую фурнитуру – бусины, пайетки и прочее – пришивают к ткани с помощью тамбурного шва, составляющего основу люневильской вышивки. Визуально этот шов похож на цепочку, звеньями которой являются стежки.
При выполнении люневильской вышивки требуется задействовать две руки, и должно быть удобно. Для комфортной работы понадобятся специальные пяльцы или гобеленовый рамный держатель. С целью переноса узоров и изображений на ткань пользуются трафаретами, смывающимся маркером или копировальной бумагой.
Предлагаем вам посмотреть видео о том, как происходит процесс вышивания тамбурным швом и бисером.
Красота, актуальная во все времена
История люневильской вышивки берет свое начало в XVII веке, когда во французском городке Люневиле обосновалось большое число ремесленников-вышивальщиц, применяющих эту технику. Сначала в работе пользовались исключительно иглой и вышивали нитями. Лишь в середине XIX века в голову вышивальщицам приходит идея заменить иголку крючком при выполнении тамбурного шва. Примерно тогда же в вышивку начинают добавлять бусины и стеклярус – стеклянные цилиндрики удлиненной формы с продольным отверстием для нити.
Позже, когда вышивка становится профессиональным занятием, работа с использованием люневильского крючка начинает цениться за скорость (ведь таким крючком можно вышивать вчетверо быстрее, чем иглой).
Со временем техника приобрела популярность во всем мире, ее стали применять при декорировании изделий высокой моды. И по сей день знаменитые во всем мире кутюрье используют люневильскую вышивку в своих дизайнах: их работы отличаются изысканностью и шиком.
Сегодня люневильская вышивка встречается во многих предметах одежды, свадебных принадлежностях невесты, украшениях, сумочках и даже обуви.
Люневильская вышивка Франсуа Лесажа, владельца самого известного парижского Дома вышивки. Фото: ourkidsfamily.ruСумка-клатч с люневильской вышивкой. Фото: livemaster.ruСумочка из бархата с люневильской вышивкой. Фото: ok.ruБрошь из пайеток. Фото: businka.orgУкрашение из бисера и пайеток на руку. Фото: livemaster.ruВышивка для свадебного платья. Фото: youtube.com
Своим опытом в технике «люневильская вышивка» мы попросили поделиться создателя собственного бренда «ANN KALIANI» Анну Нуктулову.
В интервью она дает советы начинающим вышивальщицам.
Анна,расскажите, пожалуйста, как и когда вы начали заниматься люневильской вышивкой.
Вышиванием я увлеклась с рождения ребенка. Начинала с крестика, потом пробовала гладь, якобинскую вышивку… А мечтала расшивать платья – такие, как на показах мод. Муж говорил, что это очень долго и вообще нереально. Некоторое время спустя в интернете увидела рекламу обучения люневильской вышивке – решение было принято в тот же момент. На онлайн-курсах я познакомилась с азами вышивания в этой технике; участницы делились своими идеями, выкладывали фотографии работ. И… искра зажглась! Теперь люневильская вышивка – моя страсть и работа.
“Благодаря люневильскому крючку вышивать получается не только быстрее, но и аккуратнее, бусинка к бусинке.”
Какие изделия вы украшаете такой вышивкой?
В основном, вышиваю нашивки на одежду. Пробовала расшивать сумочку, броши. Вышивала на ткани, из которой затем шилось платье. В такой технике можно выполнить все, что угодно – главное захотеть.
Какие ткани и материалы используете в работе?
Вышиваю на английской и итальянской сетке. Считаю, что хорошо подходят для работы костюмные ткани, бархат, шифон. Нитки использую европейского качества – гутерманн, мадейра №120 (Германия), бисер – чешский и японский. Пайетки покупаю оптом в Индии (очень хорошими считаются итальянские, но приобрести их непросто). Помимо этого в работу идут камни, бусины, шелковые нити.
Какие рисунки выбираете: сами придумываете или откуда-то берете?
Рисунок на нашивку рисую сама, для вдохновения смотрю Пинтерест. Иногда беру идею оттуда и добавляю в нее свое.
На каких тканях какие узоры лучше смотрятся?
Для легких тканей нужен неплотно расшитый узор – для того, чтобы основа не провисала и не морщилась. На плотных тканях можно вышить густо расшитый узор.
Пяльца или станок лучше выбрать?
Вышивать удобно и на пяльцах, и на раме. Когда объем работы небольшой, можно обойтись пяльцами, закрепив их специальными фиксаторами – струбцинами.
Насколько важно, на ваш взгляд, обучение в таком виде рукоделия? Что необходимо для достижения мастерства?
Обучение позволяет избежать ошибок, которые могут возникнуть при самообразовании, и таким образом значительно сократить время, необходимое для достижения мастерства. Конечно, обучение не является панацеей – много интересного можно открыть для себя и вне его. Но начать все же советую с человеком, который покажет верный путь.
Сейчас несложно найти онлайн-курс со вполне доступным материалом, где нет ничего лишнего. Могу сказать на личном опыте, что дистанционно обучаться очень удобно: вышиваешь, когда есть на это время. Книг, где бы доходчиво говорилось о том, как и с чего начать самообучение, я не встречала. Советую принимать участие в рукодельных мероприятиях, искать единомышленников и заряженных позитивом мастеров.
Какие еще советы вы можете дать начинающим вышивальщицам?
Прежде всего, приготовьтесь к тому, что вышивка потребует от вас терпения. Не начинайте выполнение техники с большой площади. Сначала попробуйте вышивку на небольшом изделии, например на закладке для книги. Обратите внимание, что для вышивки бисером или пайетками нужна очень прочная нить. При этом она должна быть достаточно тонкой, чтобы можно было надеть на нее принадлежности. И по поводу крючка: по сравнению с вязальным крючком такое приспособление достаточно острое, поэтому будьте осторожны в обращении с ним.
Работы Анны
Вышивка на платье в восточном стилеВышивка для декольте платьяВышивка на пояс и рукаваВышивка для мусульманского платкаНашивка на одеждуДекоративные элементы для платьяЭтно-яблоко, вышитое индийским методомАппликация «роза». Вышивалась для коллекции женских рубашекАппликация «корона». Создавалась с помощью крючка и иглы
Желаем вам успешного воплощения в жизнь своих идей!
Люневильская вышивка, вышивка люневильским крючком, тамбурная вышивки, вышивка Высокой Моды… Столько понятий, и как в них не запутаться? История люневильской вышивки: мое видение.
Давайте немного разберемся, вообще что такое люневильская вышивка, чем она отличается от тамбурной вышивки крючком и индийской вышивки Ари.
Тамбурная вышивка крючком — это народная техника вышивки ниткой с помощью крючка. На Руси долго называли этот шов «цепочкой». Кто помнит белые полотенца с красными петухами, вышитые цепочкой? Их вышивали крючком. Инструмент состоял из обыкновенного крючка, очень напоминающего вязальный и деревянной ручки.
Тамбурная вышивка крючком была развита у многих народов Азии и Европы. Процветала она и в Персии. Именно в Персии зародилась техника Ари. Персы стали добавлять бисер и камни на крючок сверху и нанизывать их на петли.
Из Персии, после войн Александра Македонского, искусство перекочевало в Индию и там смешалось с индийской вышивкой золотом зардози.
Во Франции же искусство вышивки крючком появилось лишь в 17 веке. По легенде это случилось так.
Было всемирно известное своими вышивальщицами герцогство Люневиль. Вышивки «от Люневиль» славились своим качеством и изысканностью. Тамбурный шов часто использовался в работе, но вышивали только иглой. Один из Люневильских герцогов, Филипп, привез из своих странствий по миру крючок и научил своих вышивальщиц создавать вышивки с его помощью.
По легенде, еще через несколько лет, ему пришло в голову добавить на нить бисер и пайетки и подхватывать их крючком, пришивая с изнанки. Так появилась техника, которую сейчас принято называть люневильской.
Во времена французской революции много вышивальщиц покинуло Францию. Так эта техника начала распространятся по миру и попала в Россию. В XIX веке этой техникой вышивали в ателье Надежды Ламановой.
В наше время все Европейские дома мод предпочитают в своих лабораториях использовать для вышивки бисером и пайетками именно люневильскую технику, так как скорость и аккуратность в работе для них имеют большое значение.
Используемые источники:
- https://handsmake.ru/lyunevilskaya-vyshivka-foto-shemy.html
- https://blog.mirkrestikom.ru/vyshivka-tamburom-gde-ispolzuetsja-i-kak-ee-vypolnjat/
- https://sdelala-sama.ru/vyshivka/3289-tamburnaya-vyshivka-kryuchkom.html
- https://blog.mirkrestikom.ru/ljunevilskaja-vyshivka-sekrety-masterstva/
- https://www.livemaster.ru/topic/2858495-istoriya-lyunevilskoj-vyshivki-chast-1