Довольно часто (а фактически всегда), когда мы выбираем бисер, возникает вопрос: а какого он размера?

С давних пор и поныне бисер продавали в пакетиках, в связках (ханках), врассыпную, наконец. Но ни сейчас, ни раньше — нигде вы не увидите на бисеринке ее размер, нанесенный производителем 🙂 По одной простой причине — бисер так мал!

Но как же все-таки определить его размер?

Богемскими производителями была разработана система, позволяющая более-менее четко определять размеры каждой партии бисера. При этом надо понимать, что хотя бисер — это результат промышленного производства, однако это все-таки и искусство. И эту «трепетную лань» стреножить жесткими рамками размеров довольно трудно. И поэтому требовать 100% соблюдения размерности от любой, даже самой лучшей партии бисера, исполненной классическим способом, почти бессмысленно (неклассическим — возможно!)

Особенно это относится к винтажному и антикварному бисеру: в стародавние времена просто не было стандартизированного промышленного производства бисера, как это сейчас происходит в Японии. Однако несомненно, что и в старину размеров придерживались, и они отлично соблюдались, но сохранялась вариабильность размеров каждой партии. Поэтому мастерицы, для которых был важен размер бисера в их работах, старались покупать весь цветовой ряд из одной партии.

Со временем потребность в ровном бисере становилась больше, и японские компании изменили классическую технологию, добившись однозначно стандартизированных размеров. Этот бисер является большим подспорьем при работе в технике ткачества с бисером и вязания с бисером, а также при плетении регулярным способом — мозаикой, кирпичиком и тому подобное.

Здесь я не буду касаться различий в производстве бисера по классической и японской технологии. А также их художественной ценности. Эти оценки всегда субъективны. Мы же сейчас поймем, как надо измерить бисер, изготовленный по классической технологии, чтобы правильно определить его размер.

И обязательно надо учитывать, что бисер, обозначенный одним размером, изготовленный по разным технологиям, отличается своими фактическими размерами — диаметром и высотой.

В традициях производства чешского бисера издавна была принята такая классификация:

Размеры чешского бисера — диаметр в лежачем состоянии, отверстием вверх

На фото показан пример бисера примерно 20 размера:

Мы видим, что в 25,4мм (1 дюйм, или инч — inch) содержится примерно 19-20 бисеринок, положенных ровно, бок о бок, в струнку, плашмя. Так мы определяем, что диаметр каждой примерно 1,2 мм. И теперь становится ясно, как определяется размер бисера: это количество бисеринок, положенных ровно, плашмя, в 1 дюйме. В данном случае — это между 18/0 и 20/0 размером. Лично я отношу его к 20/0 размеру из-за его небольшой высоты: он похож на бублик, и еще мы видим, что там есть много бисеринок диаметом поменьше, чем большинство остальных.

Однако часто для определения размера бисер пытаются измерить по-другому. Хотя такое измерение тоже нужно — так мы определим среднюю высоту бисеринки данной партии. Но никак не стандартный размер в принятой классификации!

На фото внизу показано, как сильно можно ошибиться, неправильно расположив бисер с целью определения ее размера по вышеуказанной классификации.

Если бисер расположить в ряд, друг за другом (в низке — на игле или на нити), то окажется, что в 1 дюйме (примерно 25,4 мм) помещается 30 бисеринок. Таким образом высота каждой бисеринки равна 0,83 мм.

И можно было бы ошибочно определить данный бисер, как бисер 30 размера, но это не так! Ведь высота бисера — это не диаметр, и измерять так бисер неправильно для определения размера! Потому что часто высота бисера одного размера бывает меньше, чем диаметр (то есть бисеринки скорее напоминают бублики, нежели шарики).

На фото внизу бисеринки одного размера по диаметру (здесь это — размер по вертикали), но по высоте бисеринок (здесь это — размер по горизонтали) — бордовая шарлотта намного больше.

Вот тот же бисер, положенный правильно для определения размера, и видно, что диаметр у них одинаков.

Следовательно, этот бисер одного размера в системе оценки по таблице. А высота у них специально сделана разная, потому что для шарлотты важно показать блестящую грань, а ее хорошо видно на более круглой форме бисеринки.

Очень много путаницы в этом вопросе вносят американские магазины, торгующие бисером (сразу оговорюсь, далеко не все). Здесь я не хочу вступать с ними в дискуссию. Но факт того, что они иногда произвольно обозначают размер бисера, должны учитывать те, кто приобретает бисер в американских магазинах: есть риск получить бисер не того размера, который ожидается.

Но мы будем ориентироваться на классический богемский способ определения размеров бисера, это правильный подход.

Добавлю, что в этой статье я не касаюсь мельчайшего бисера сабле(песок), который выпускался в Мурано (Италия) сотни лет назад. Там размер бисера в дюйме достигал 50 бисеринок и более (я читала о 70 — фантастика!). Это отдельная история, и такого бисера действительно мало сохранилось, как и мало мастеров, реально владеющих техниками работы с ним. Это истинная драгоценность, и я отношусь к такому бисеру не как к материалу, а как к произведению искусства. Все-таки нужно свою жизнь положить на то, чтобы с должным мастерством работать с этим поистине волшебным материалом. Определять его размер бессмысленно, да и незачем: те, кто им владеют и те, кто его применяют, не нуждаются в этом — он сам говорит за себя и идет только в те работы, которые этого бисера заслуживают!

А в Богемии (ныне Чехия) исстари выпускался красивейший, бесподобной красоты бисер, который пришел на смену затухающему производству бисера в Мурано.

И богемские мастера добились высочайших успехов в этом благородном деле.

Бисер, который мы огульно называем «чешским», такой разный — в зависимости от эпохи, когда его производили, и в зависимости от того, кто его делал. А делали бисер в Богемии (в составе Австро-Венгерской империи), а потом в Чехии — десятки, если не сотни маленьких и не очень маленьких производств. У каждого были свои секреты и свой ассортимент.

Выживали наиболее искусные, и уже в середине прошлого века, когда почти все европейские производства бисера закрылись, и чешский бисер занимал свое достойнейшее место в череде предприятий, его выпускающих (тут вспоминаем Китай, Индию и страны Юго-Восточной Азии — это отдельный разговор и не менее интересный).

В конце прошлого века произошло то, что часто происходило в те годы: старые мелкие и средние производства закрылись, на взамен открылось новое производство, которое стало централизованно выпускать бисер в Чехии. Как часто бывает, многие старые сорта бисера перестали выпускаться, зато появился огромный плюс: стандартизация размеров, цветов и отделки бисера. И уже по цвету и номеру бисера его можно заказать и знать, что ты получишь в результате.

В современном производстве чешского бисера много нового и хорошего, но плохо то, что сейчас он выпускается в основном довольно крупных размеров: 9/0, 10/0 и крупнее. Более мелкие размеры выпускаются очень мало. Даже стандартного бисера 11/0 размера не так много, как бы хотелось. А уж о мелком бисере во всем его великолепии можно только вздыхать. Да и блистательная шарлотта — бисер с одной блестящей гранью, пользующаяся повышенным спросом, встречается редко.

Но я надеюсь, что искусство бисерных мастеров Богемии не пропадет и после недолгого перерыва возродится вновь.

И напоследок — фотографии бисера: японской делики 11/0, 20/0 чешского и японский миюки круглый 15/0 (смотреть слева направо).

От японского бисера веет холодным механистическим изощренным промышленным производством, а чешский немного неровненький на их фоне (несмотря на свое высочайшее качество) но — живой!

А здесь — японская делика 11/0 и чешский бисер 20/0 размера.

Я всем желаю обрести великолепный бисер для ваших удивительных работ! Счастливого бисероплетения! ©

Данная статья и фотографии являются авторскими. Права на перепечатку и цитирование возможны только с указанием на мое авторство и на интернет ресурс — Ярмарка Мастеров, где она была впервые напечатана.

Бисер – материал, который используется и в вышивке, и в плетении, и в создании украшений, и в качестве дополнения к другим видам рукоделия.

В магазинах встречается множество видов бисера. Давайте разберемся, чем отличается рокайль от шарлотты, что такое дропс, лентил и при чем тут кирпичики.

0-beads.jpg

Итак, классифицировать можно по нескольким критериям: страна-производитель, форма, окрас.

Оглавление:

Производители бисера

Япония

Дорогой, но у него масса преимуществ: он очень легкий, с крупным отверстием и гладкими краями. Все бисеринки в партии одинакового размера, цветовая палитра обширная и насыщенная. Самый лучший из всех вариантов.

1-Biser-YAponiya.jpg

Японский бисер отличного качества с множеством форм и размеров

Чехия

Наиболее популярный, поскольку его ценовая категория немного ниже. По сравнению с японским бисером, у чешского отверстие меньше, поэтому он не подходит для некоторых видов плетения. Бисеринки однородные, но встречаются бракованные. Также следует учитывать, что в различных партиях цветовая гамма немного отличается.

2-Biser-CHehiya.jpg

Классический вариант с отличным соотношением цена-качество

Тайвань, Индия

Имеет ряд недостатков – неодинаковая форма, острые края, хрупкий, малый выбор цветов. Но он дешевый, поэтому подойдет новичкам для тренировки.

Китай

Имеет недостатки аналогично тайваньскому. Однако, есть калиброванный китайский бисер, который ровнее и однороднее и работы из него получаются аккуратнее.

Бисер ровный, яркий, но неоднородный

Классификация классического бисера по форме

  • Рокайль. Это самый распространенный вид бисера – круглый. Японский похож на бочонок, а чешский более приплюснутый.

Розовый – чешский, голубой – японский

  • Шарлотта. Чешский рокайль, у которого есть одна отполированная грань, от которой отбивается свет, за счет этого изделие искрится.

Прозрачная и непрозрачная Шарлотта играет светом благодаря плоской грани

  • Рубка или цилиндрический бисер. Изготавливается рубкой трубочек–заготовок на цилиндрики длиной не более 5 мм, от этого он и получил свое название. Края у чешской рубки острые, а у японской гладкие.
  • Стеклярус. Похож на рубку, но более длинный, вплоть до нескольких сантиметров. Края острые, благодаря чему создается четкий плотный рисунок. Кроме круглого, стеклярус бывает треугольного, квадратного, шестигранного сечения, а также с перекрученными гранями.

У рубки и стекляруса края могут быть прямые или косые.

Рубка и стеклярус

Японские и чешские производители соревнуются в производстве уникальных форм бисера, поэтому для оригинальных работ можно использовать:

  • Фарфаль (арахис, берри). По форме напоминает бабочку с приплюснутой серединкой и округлыми краями.

Необычная форма фарфаля похожа на фасолину

  • Дропс, Магатама представляет собой каплевидную бисеринку со смещенным отверстием. Эффектно смотрятся края броши, оформленные такими капельками.

Дропс

  • Лонг магатама – такая же капелька, только более длинная, похожая на лепесток.
  • Облонг – крупные кирпичики, встречаются даже изготовленные из натуральных камней.

Отдельную группу составляют виды чешского бисера с двумя отверстиями:

  • Твин, Супердуо – овальной формы;

Твин всех цветов радуги для ярких работ

  • Рулла – цилиндрический;
  • Тила – плоская плитка, такая форма есть и у японских производителей;
  • Брикс – кирпичики;
  • Лентил – напоминает двояковыпуклую пуговицу.

Лентил

Очень необычно выглядит геометрический бисер: трех-, четырех- или шестигранный с круглым, квадратным или треугольным отверстием. Из-за больших размеров эти виды больше относятся к бусинам.

Классификация бисера по внешнему виду

По внешнему виду бисер бывает глянцевый, матовый и жемчужный, а по степеням окраса подразделяется на:

  • Непрозрачный. Поскольку изготовлен из непрозрачного стекла, он не выгорает и не боится химического воздействия.
  • Прозрачный. Не боится химического воздействия, не выгорает на солнце. Бывает подкрашенный изнутри: по поверхности отверстия нанесена краска цветная или металлизированная.
  • Радужный. Переливается несколькими оттенками. Также бывает непрозрачный, прозрачный и прокрашенный изнутри.

Радужный бисер

  • Металлизированный. Поверхность с напылением, поэтому склонен к выцветанию и неустойчив к химическим воздействиям. Этих недостатков лишен японский бисер.

Овладевать приемами работы можно на простом окрашенном бисере. Он недорогой, но при контакте с одеждой, при стирке краска стирается, а также выгорает на солнце.

Если вы достигли определенных высот, то можете потратиться на более дорогой гальванизированный бисер, поверхность которого покрыта никелем, серебром, золотом, палладием. Такие изделия точно не останутся незамеченными.

Советы по выбору размера бисера

Безусловно, в этом разнообразии форм легко потеряться. А ведь бисер выпускается еще и разного размера. Как подобрать нужный? К сожалению, у производителей нет единой шкалы типоразмеров. Для новичков дадим несколько советов:

  1. С увеличением номера уменьшается размер бисеринок.
  2. Номер 10 чешский и японский не совпадают, но близки, а из похожего бисера немного разного размера можно создавать интересные композиции.
  3. Основная шкала размеров создавалась под чешский бисер. Критерием оценки выступает диаметр – сколько бисеринок в ряд поместится в одном дюйме (около 2,54 см). получается, что для №12/0 это 20 шт, а для №6/0 всего 10 шт.
  4. Чем мельче бисер, тем больше его в 1 грамме.

В таблице дано лишь примерное соответствие:

Продавцы товаров для рукоделия более оказались более мобильны и придумали шкалу, в которой классифицировали бисер по группам независимо от производителя:

  • Crow-beads – бусины или очень крупный бисер с диаметром от 4 мм;
  • E-beads – крупный бисер диаметром от 2,5 мм;
  • Pony-beads – средний, его диаметр от 2,3 мм;
  • Seed-beads – мелкий бисер.

Важно! У разных производителей один и тот же номер отличается по размеру! Это следует учитывать при покупке материала.

Сравнение бисера разных производителей

Это лишь самые распространенные виды бисера. И вполне уверенно можно сказать, что производители на этом не остановятся, и скоро появятся новые, еще более причудливые формы.

Используемые источники:

  • https://www.livemaster.ru/topic/1400161-razmery-bisera-kak-pravilno-ego-opredelit-i-ne-oshibitsya-v-vybore
  • http://nacrestike.ru/bez-rubriki/biser-klassifikatsiya-po-forme-okrasu-i-razmeru-obzor-proizvoditelej