Содержание:
В число любимых художников круга наших друзей входит интересный дизйнер-прерафаэлит Уильям Моррис (24 марта 1834 г. — 3 октября 1896 г.). Его орнаменты очень и очень напоминают… наверняка люди, знающие творчество Морриса и разбирающиеся в искусстве вышивки, уже догадались, о чем сейчас пойдет речь.
Когда в первый раз я увидела вышивку Crewel (Крюил), мне подумалось, что это еще одна серия картин Уильяма Морриса. Но, вглядевшись и почитав, – оказалось, что это далеко не нарисованные орнаменты, а… вышитые. Некоторым слово «Крюил» может показаться странным, непонятным, но на самом деле его перевод – со старо-валлийского слова «cruell», которое просто означает «шерсть».
Мой интерес не угас, а скорей наоборот, возрос. Оказалось, что история вышивки шерстью, которая потом получит название Crewel, насчитывает уже тысячи лет.
Все-таки люблю я вышивки, которые зародились еще в глубокой древности, пережили времена забвения, но дошли до наших дней! Почему же вышивка не исчезла по прошествии стольких лет? Как кажется мне, причина выживания — в общедоступных материалах на протяжении всего её существования. Достать дорогие материалы в те времена было очень трудно, а вот вышивка Крюил совсем не располагала к большой трате денег: полотно и шерсть были чуть ли не самыми общедоступными материалами во всех странах.
С наступлением холодов всегда тянет к чему-нибудь теплому. И вышивка Крюил была нам в некотором роде подарком в холодные дни. Ведь она вышивается шерстяными нитками! Как кажется мне, от нее прямо веет домашним теплом и уютом. Вышивка, как ни удивительно, объемная, обладает некой глубиной, текстурированной фактурой, что эффектно выделяет Крюил среди подобных.
Во многих странах в разные времена Крюил оставалась модным увлечением. До сих пор сохранились старые фотографии мастериц из прошлого, увлеченно вышивающих Crewel.
Порой в домах господствовал и такой стиль: украшалось все, что было возможно. Вышивалась церковная утварь, одежда, аксессуары и, конечно же, предметы интерьера.
Крюил в современном интереьере
Наибольшей популярностью среди интерьерной вышивки пользовались шторы, покрывала и балдахины для постели, которые призваны были спасать от лютой стужи и ужасных сквозняков как владельцев роскошных каменных замков, так и хозяев домов поскромнее.
То, что я смогла особо отметить: среди изделий вышивки Crewel — великолепные ситцевые пологи с экзотическими цветочными узорами известные под названием «palampore» (от «palang posh» — роскошное покрывало). Английские дворянки были очарованы этими узорами и нанимали вышивальщиц для копирования рисунков при изготовлении всевозможных предметов домашнего интерьера. Самыми популярными из рисунков стали: «Дерево жизни, «Елизаветинские завитки» с обвивающими стебли цветами и листьями и «Волнистые края».
Если посмотреть глубже в историю, можно обнаружить, что (как и многие другие) шерстяная вышивка появилась где-то на Востоке (Япония или Индия), оттуда попала в Египет, Древнюю Грецию и Рим. Из Рима, вместе с римскими завоевателями, Crewel и распространилась по странам Европы и Азии.
К наиболее древним, хорошо сохранившимся европейским образцам вышивки Crewel, относится знаменитый «Гобелен из Байё», датированный XI веком н.э., вышитый шерстью по льняному полотну шириной 53 см и длиной 68,38 м. Сейчас он находится в музее во Франции.
По мне, вышивка Крюил несколько аристократична. И неспроста мне так кажется: ведь одни из самых известных королев мира увлекались и обожали её. Королева Мария Стюарт (1542-1587 гг.), проводила за шерстяной вышивкой бесконечные дни заточения. Большой поклонницей и популяризатором этого вида рукоделия стала королева Елизавета I (1533-1603 гг.). Известен интересный факт времен правления Елизаветы I: после завершения работы ремесленники выставляли свои творения на суд членов Гильдии Вышивальщиков. В том случае, если вышивка была не по нраву суровым судьям, работу… сжигали, и вышивали заново, но еще с большим усердием.
Многим рукодельницам наверняка будет интересно узнать, какие швы использовались в те времена для вышивки Crewel. В отношении швов мастерицы могли проявить полную свободу, и дать простор творческой фантазии. Но все же наиболее популярными были шов цепочка, французские узелки, стебельчатый шов, плоская гладь, перышко, елочка, сатин, ну, и – куда без него? – шов вперед иголку.
Если речь зашла о швах, тогда не лишним будет упомнить и о материи. С самого начала мастера не слишком пеклись о материалах для Крюила: суровое льняное полотно, да плотно скрученные двухслойные шерстяные нитки – что может быть проще для такого изящного, аккуратного рукоделия, как Crewel? Однако рукодельницы со временем стали всерьез задумываться о том, что на таких материалах далеко не уедешь. И вот в Средние века на смену приходит сложная, кропотливая вышивка шерстяными нитями по шелку, льну или шерсти. В цветовой палитре отдавали предпочтение шерсти сине-зеленой гаммы с небольшими вкраплениями желтого и приглушенного красного.
Кроме обычного «стандартного» Crewel, есть несколько «подвидов». В этой статье я хочу вам рассказать о Якобинской вышивке, основное отличие которой – характерная стилистика растительных мотивов.
Кому же мы обязаны изобретению нового вида Crewel? Начнем с того, что сейчас мы уже не можем представить вышивку Crewel без запоминающихся узоров, цветов, птиц, фруктов, причудливых растений и прочих узоров. И такая вот вышивка называется Якобинской.
Откуда появилась якобинка? Как ни удивительно, снова в нашу статью вернулась Индия. В момент правления Якова 1 стали чрезвычайно «модными» индийские ткани ярких расцветок с изображением животных, птиц, растений. И эти вот орнаменты и положили начало замечательной «Якобинской вышивке». Почему «якобинской»? Да потому что вышивку назвали в честь короля! А разве она этого не заслужила??
Теперь Якобинка хорошо узнается по витиеватому растительному орнаменту, причудливым птицам и животным. И главная особенность якобинской вышивки – орнамент, широко имитирующий рисунки восточных, в большей степени индийских тканей, который с течением времени становился более ярким и сложным в плане количества используемых швов.
Все-таки не зря мы нашли сходство работ дизайнера Уильяма Морриса с крюилом. Ведь он в свое время тоже увлекался этой вышивкой и сделал множество орнаментов для Crewel. И в конце XIX века вышивка вновь была возрождена из прошлого. Дочь Уильяма Мери тоже участвовала в совершенствовании вышивки, и – небезрезультатно. В 1872 г. с их активным участием была основана Королевская школа вышивания. Ручная вышивка Школы достигла небывалых высот и успешно конкурировала с самыми новыми веяниями.
Кажется, я уже рассказала обо всех странах, которые заняли достойное место в развитии и совершенствовании Crewel. Ой, так как же Америка?
Между прочим, Новый Свет сыграл особенную роль в истории Crewel. Если читать историю с самого начала, в Новом Свете у переселенцев было слишком много забот помимо вышивки. И вот таким образом шерстяное шитье стало на некоторое время уделом дам из «благородного сословья». Если бы все так и продолжалось, традиционные приемы классической вышивки были бы навсегда забыты, но к счастью… в конце XVII века украшение своего жилища стало беспокоить американских женщин. Для вышивания стали выкраивать больше времени. Поначалу даже никто и не думал, что Америка сыграет такую роль в развитии Crewel. Но вот постепенно находились энтузиастки, которые приложили максимум усилий для того, чтобы вышивка Crewel не только не была утеряна, но и приобрела своеобразный американский стиль. Женщины-американки разработали свой собственный неповторимый бело-голубой стиль и открыли школу по обучению вышиванию.
Параллельно они занимались восстановлением традиционных приемов и дизайнов классической вышивки Crewel.
Американский вариант вышивки Crewel стал поистине национальным увлечением. От старинного английского стиля новый стиль отличала большая реалистичность изображаемых объектов – кроликов, белок, кур, винограда, садовых фруктов или обычных сосен. Всего того, что окружало женщину в ее обычной повседневной жизни. Не зря рукодельницы-американки трудились! И по сей день их работы не перестают удивлять любителей Crewel в художественных и этнографических музеях.
На современном этапе традиционной основой для вышивки Crewel остается хлопковое или льняное полотно. При желании можно использовать и другую пригодную для работы ткань, за исключением слишком тонкой, которая не сможет держать тяжелую шерстяную нитку. Тем более что теперь нет ограничений в выборе ниток. Комбинировать можно разные виды нитей самых удивительных цветов и оттенков.
Мне хочется обратить ваше внимание на то, что по вышивке «Crewel» есть и множество книг, полных великолепных иллюстраций и содержательного текста. Самые лучшие и известные, на мой взгляд: Erica Wilson, Susan Swan, Mildred Davis, Elsa Williams и Betty Ring.
Выберите понравившийся вам орнамент, и, используя знакомые виды швов, вы создадите свой маленький шедевр, который согреет своим теплом в дождливые дни поздней осени!
Публикацию для нашей студии подготовила 12-летняя девочка, Людмила Рогозянская.
Спасибо, Людочка, за такой замечательный труд, просто не верится, честное слово!
Вышивка цветов чаще всего используется для отделки теплой одежды. Наряду с красотой, этот декор делает вещи оригинальными. Особенное если для вышивки используется шерсть. В отличие от традиционных нитей мулине, она смотрится более живописно и натурально.
Вышивка шерстяными нитками замечательно подходит не только для украшения одежды, но и для создания декоративных деталей интерьера.
Например, этим способом можно создать красивую картину или преобразить покрывало.
Начало вышивки шерстяной ниткой
Для начала надо подобрать подходящую шерстяную нить для того или иного изделия. Чтобы вышивать на канве, нужна нить с определенным размером, для вышивания балдахинов, сумок, обуви – с другим размером.
Нить выбирается в две или три пряди. Игла средней длины, достаточно толстая, с длинным ушком и заостренным кончиком.
Читайте также: Секреты японского искусства в вышивке сашико и гладью
Основа заправляется в пяльцы, руки в свободном состоянии. Если шов должен быть толстым, надо использовать двухслойную шерстяную нитку, если тонкий – то однослойную. При вышивании желательно использовать нить не более тридцати пяти сантиметров. Это нужно для того, чтобы стежки имели аккуратный вид, пряжа не изнашивалась и не мешалась в процессе труда.
В работе над вышивкой шерстью обязательно надо использовать воск или кондиционер. Их применение позволит уплотнить нитку и избежать перекручивания и расслаивания волокон.
Ламме и металлик
Эти нитки выполнены в 12 сложений, легко разделяются на отдельные. Придают вышивке особый блеск разных драгоценных металлов. Пряжа может быть изготовлена из любого сырья, но основой является специальная металлизированная нить. Металлик и ламме используют вместе с мулине, но подходят и для работы «соло».
Таким материалом легко вышивать крестом, гладью, разными фантазийными техниками и золотым царским шитьем. Именно ими вышивают золотые узоры на модных дизайнерских платьях и декоративных подушках, так как ламме и металлик подходят для всех типов тканей и канвы.
Техника объемной вышивки шерстяной ниткой
Техника несложная и интересная. Многообразие видов швов позволяет создавать замечательные композиции. Также немаловажно уметь выбирать подходящий цвет шерсти. Правильно подобранные оттенки и использование необычной художественной вышивки могут создать прекрасное настроение и окунуться в мир волшебства.
Фон выполняется стебельчатым, тамбурным швами или гладью. Интересное сочетание можно получить, вдев в иголку две нити разных оттенков. Вышивка шерстяной ниткой выглядит очень привлекательно, когда сам рисунок заполняешь одним видом шва, а окантовку – другим.
Объемной вышивкой гладью можно украсить интерьер дома. Благодаря ей, растения, деревья и животные получаются реалистичными.
Особенностью объемной вышивки является то, что здесь невозможно ошибиться. Даже если что-то сделано не правильно, это можно исправить без вреда для изделия. Наоборот, оно может стать намного красивее и оригинальнее.
Гобеленовые нити
Идеальны для вышивания гобеленов и ковров. Могут быть шелковыми, персидскими или шерстяными.
Шелковые – самые аристократичные из всех представленных на рынке. Производятся в виде двух ниточек из тонкого и нежного шелка-сырца. Чистая шелковая пряжа встречаются в продаже очень редко и стоит немало. Создает посошный вид и придает вышивке изумительный блеск.
Шелковые гобеленовые нитки идеальны для изысканных ручных узоров и машинной техники, хорошо подходят для «черной» вышивки, декоративных плетений, стежки, отделки изделий.
Персидская пряжа выглядит как мягкие ниточки, изготовленные из крученной шерсти. Хорошо смотрится на гобеленах и коврах, но применима и для работы на крупной канве.
Читайте также: Стежки для вышивания крестом. Основные виды швов при вышивке крестом
Гобеленовая шерсть – довольно увесистая пряжа для вышивки по счетным схемам. Изготавливается из натуральной шерсти и обрабатывается специальными красками. Материал стойкий к стирке, чистке, моли и выцветанию, довольно прочный, прекрасно заполняет сетку основы ковров, объемный и ворсистый. Подходит для узоров по гобелену, страмину.
Такие нити подходят для ручной и машинной вышивки во всех техниках, включая крестик, гладь, узелковую, ханаргер.
Технология вышивки крестом
Мастерицы всегда очень любили вышивание крестом. Оно позволяет получить изысканные и неповторимые изделия. Особенно хорошо получается из шёлка, вискозы и шерстяных нитей.
Вышивка крестом шерстяными нитками выглядит просто шикарно. С ее помощью можно вышивать различные подушки, детскую одежду, обувь, полотенца и другое. Узоры можно найти в журналах, книгах, либо распечатать на компьютере.
Вышивание крестом благоприятно действует на человека. Развивается моторика пальцев, стабилизируется душевное состояние, снимается нервный стресс.
Научиться вышивать крестиком может любой. Самое главное – уметь делать красивые аккуратные стежки. Основное правило вышивки крестом в том, чтобы вышивать строго в определенном направлении: сначала делаются нижние стежки, потом – верхние.
Что можно вышить
Давно прошли те времена, когда вышивка использовалась лишь в качестве картин. Сегодня она активно переместилась во все сферы человеческой жизни.
В частности, увидеть украшения ручной работы можно в виде:
- Подушки;
- Элементов интерьера;
- Одежды;
- Декоративных элементов, используемых в разных сферах человеческой жизни.
Тем, кто пока не уверен в своих силах и боится испортить качественную вещь, рекомендуется начать вышивать на отдельном холсте. Если все получилось хорошо.
В дальнейшем вышивку можно просто повторить. Или же, как вариант, просто аккуратно пришить к основному изделию и вытянуть канву по ниткам.
Современный человек может научиться всему, чему угодно, имея в своем арсенале огромное количество обучающих видео-уроков. Если есть возможность, лучше обратиться за помощью к профессиональной мастерице, которая покажет все процессы наглядно.
Технология вышивки на трикотажной ткани
Вышивка на трикотаже шерстяными нитками – довольно сложный, но в то же время интересный процесс. Из обычной вещи можно получить оригинальную и неповторимую. Если обычная вышивка выполняется с помощью пялец, то здесь ими не пользуются. Трикотажная ткань имеет свойство растягиваться по длине, поэтому нельзя тянуть изделие во все стороны и затягивать нитки. Желательно использование подкладки под трикотаж, чтобы препятствовать стягиванию материала.
Читайте также: Картины вышивка лентами подушки. Вышивка атласными лентами декоративной подушечки. Мастер-класс с пошаговыми фото
Особенностью вышивки на трикотажной ткани является то, что здесь можно импровизировать.
Рисунок сначала перенести на кальку, а с нее уже на трикотажную ткань. Узор должен быть небольшого размера.
При создании швов декоративных, трикотаж укреплять необязательно. Шов занимает небольшую площадь, что ведет к тому, что материал не стягивается.
Удачно украсить цветами, листочками трикотажный материал поможет вышивка шерстяными нитками. Цветы на трикотаже можно выполнить с помощью вышивки рококо. Они получаются довольно объемными и красивыми. Лепестки вышиваются «петелькой с прикрепкой», серединки цветов – швом узелковым. Можно добавлять кабошоны, бисер, камушки, бусинки и так далее.
На трикотаже гармонично получаются вышивка гладью, стебельчатым и тамбурным швами.
Полиэстеровые нити
Материал высшего качества, но со скудной цветовой гаммой. Обладает отменной прочностью, выдерживает стирку с любыми отбеливателями. Полиэфирные нити очень эластичны, хорошо растягиваются и быстро возвращаются в начальное состояние.
Поэтому важно делать большое натяжение верхних ниточек при работе. Полиэстеровая пряжа подходит как для ручной вышивки, так и машинной, в зависимости от толщины: 20, 30 или 40.
Из-за таких износостойких характеристик полиэстеровые нитки идеальны для вышивания на униформе, профессиональной форме и спецодежде. Такими нитками легко выполнить декоративную стежку и красивую машинную вышивку, напоминающую ручную.
Вышивка на одежде
Вышивка шерстяными нитками на одежде всегда пользовалась особой популярностью среди мастериц. Это считалось не только красивым видом рукоделия, но и носило ритуальный характер. Определенные узоры, смысловые рисунки, по мнению вышивальщиц, служили талисманом от нечистой силы, от злых людей, от всего отрицательного. Некоторые узоры были для привлечения удачи и богатства в дом того, кто носит вышитую одежду.
Вышивка шерстяными нитками удачно получается на вязаной одежде: на свитерах, джемперах, платьях, детских вещах и так далее. Обычно используются вышивка гладью или крестом.
Чтобы одежда не деформировалась в процессе вышивки, применяют шов «петля». Его используют в тех местах, где вышиваются сложные орнаменты. Высота петли подходит по структуре вязаному изделию, что создает эффект «вязания спицами».
Тамбурный шов идеально подходит для одежды, связанной чулочной вязкой.
Ковровые нити
Особый вид, изготавливаемый из натуральной шерсти. Эффектно смотрятся в сочетании с мулине, люрексом, нитей металлик и ламме. Ковровые нити предназначены для украшения гобеленов и ковров, некоторых видов подушек. Для них подвластны любые техники, но особенно хороша хардангер.
В продаже доступно множество видов ниток для разных техник вышивания. Каждые из них имеют свое предназначенные и особенности при работе с ними. Применив знания о каждом виде, можно сделать свои изделия еще краше, изысканнее и ярче!
Не только вышиваете, но и вяжите? Тогда читайте, как выбрать пряжу для вязания и в каких случаях подходит вторичный материал от распущенных вещей.
Пожелания для мастериц
Чтобы получить желаемый результат и действительно реалистичную картину, надо выполнять следующие условия:
- не спешить и обязательно следить за положением и натяжением нитки;
- стараться, чтобы лицевая сторона изделия вышла хорошо, а не изнаночная;
- использовать кондиционер или воск.
Когда процесс подошел к концу, необходимо постирать получившуюся работу и прогладить. Обязательно надо помнить, что шерстяные нитки могут садиться. Стирать вручную в теплой воде с применением специального порошка и кондиционера. Гладить с изнаночной стороны. Затем вставить в подходящую рамку. Работа потребовала большой усидчивости и огромного терпения, но результат того стоит.
Теперь можно пробовать маленькую розочку
Мк пышной розочки
МАСТЕР-КЛАССЫ С ОПИСАНИЕМ
Длина готового узелка «рококо» определяется расстояние между точками А и В. Для образование прямого стежка количество витков нитки должно соответствовать длине отрезка плюс еще один — два витка.
1. Выведите нитку на лицевую сторону в точке А и подтяните ее.
2. Проведите иглу на изнаночную сторону через точку В и снова выведите ее в точке А, стараясь не расщепить нитку.
3. Поверните ткань. Приподнимите острие иглы над тканью и выполните виток по часовой стрелке.
Читайте также: Вышивка крестом тюльпаны — Dimensions, KustomKrafts, Silver Lining, Риолис
4. Держа острие иглы приподнятым, сдвиньте виток по игле как можно ближе к ткани.
5. Выполните необходимое количество витков, сдвигая каждый из них вниз. Витки должны плотно лежать на игле, но не находить один на другой.
6. Придерживая навив большим пальцем левой руки, начинайте протягивать иглу сквозь навив.
7. Продолжая придерживать навив большим пальцем, протяните сквозь него нитку (на фото палец не показан).
8. Подтягивайте нитку от себя, пока на ткани не образуется маленькая складка. Это поможет выполнить ровный тугой стежок.
9. Ослабьте натяжение нитки. Разгладьте ткань, и стежок ляжет по направлению к точке В.
10. Чтобы все ряды навива были ровными, аккуратно разгладьте их иглой, сохраняя натяжение нитки.
11. Проведите иглу на изнаночную сторону через точку В, чтобы закрепить стежок.
12. Подтяните нитку и закрепите ее на изнаночной стороне.
Петля «Рококо» — разновидность узелка «Рококо». Ее выполняют также, как и узелок «рококо». Различие заключается в том, что расстояние между точками А и В сокращается, а количество витков увеличивается.
1. Выведите нитку на лицевую сторону в точке А и подтяните ее.
2. Проведите иглу по изнаночной стороне от точки В до точки А, стараясь не расщепить нитку. Нитка должна быть под иглой.
3. Поверните ткань. Приподнимите иглу над тканью и навейте на нее нитку, повторяя шаги 3-5 для узелка «рококо».
Подготовка к работе
Правильно следует организовать свое рабочее место. Можно, конечно, расположиться в удобном кресле перед телевизором, но в таком случае придется пяльцы держать на весу и постоянно тянуться за материалами и инструментами. При желании тратить на хобби значительное время — не самый удачный вариант.
Заниматься вышивкой лучше всего за столом, расположенным так, чтобы дневной свет или свет лампы освещения падал, прежде всего, на схему и работу.
Все необходимое для вышивки необходимо положить под рукой. Нитки для удобства рекомендуется разместить в файловую папку: каждый цвет в отдельный, пронумерованный файл.
Работа со схемой
Схемы бывают как цветные, так и монохромные. Обязательно перед началом работы разберитесь, какой цвет нити, каким символом обозначается.
На заметку. С целью создания качественной работы и сохранения зрения можно посоветовать отмечать простым карандашом символы на схеме, которые были уже вышиты. Наверное, эта процедура займет какое-то время, но зато не позволит совершить ошибку и запутаться.
Используемые источники:
- https://www.livemaster.ru/topic/2579921-crewel-krasota-teplo-i-uyut-vyshivki-sherstyu
- https://hobby-kalejdoscop.ru/vyshivka/obemnaya.html